В то время как операторы кабельного, спутникового и IP-телевидения в России кичатся размером своих абонентских баз и наличием HD-пакетов, телевизионная индустрия тихо подкладывает им здоровую, высокого - даже сверхвысокого - разрешения, свинью. Под названием UHDTV – Ulta-High Definition TV.
Казалось бы, что после внедрения стандартов телевидения высокого разрешения (HD), индустрия впала в коматозное состояние в попытках найти следующую взрывную технологию. Дела шли не очень хорошо: 3D оставалось "примочкой", OLED-телевизоры превратились в миф, и рынок просто-напросто насыщался HD-телевизорами, производители которых ввязались в ценовую войну. Но тут производитель за производителем начали присматриваться к разработанному японским НИИ NHК Sciencе & Research Laboratories и авторизованному МСЭ формату цифрового видео. Оказалось, что повышение разрешения на телевизионных панелях способно не только стать маркетинговым ходом, но и позволить производителям создавать все более крупные экраны.
Технология UHDTV, таким образом, призвана оживить рынок телевизионных устройств. UHDTV существует в двух формах: 4К и 8К. 4К обозначает увеличенное разрешение - 3840x2160 пикселов, что в четыре раза выше, чем у разрешения 1080p, которое принято также именовать Full HD. А 8К, таким образом, это формат, удваивающий разрешение 4К.
Пока контент для UHDTV - редкость, но уже сейчас всем понятно, что индустрия развлечений быстро запрыгнет на борт, как только проникновение телевизоров сверхвысокого разрешения достигнет определенного уровня. 4К- и 8К-телевизоры заставят задуматься о приобретении крупномасштабных телевизоров тех людей, которые не планировали покупать обычные HD-телевизоры.
Дело в том, что уже на экране HD-телевизора с 60-дюймовой диагональю изображение начинает размываться при приближении к нему, а на 80-дюймовых оно становится и вовсе несмотрибельным. UHDTV-панели же позволяют достичь высокой резкости изображения на сверхбольших панелях - и сверхвысокой, реалистичной, почти трехмерной картинки на традиционных для рынка экранах. Нареканий на формат нет, и пока все обозреватели поют дифирамбы гиперреалистичному изображению UHD.
Производители видеокамер уже поставляют устройства, способные записывать видео в формате UHDTV, а их, в свою очередь, закупают западные киностудии. Сами телевизоры, которые уже предлагают Sony, LG и Sharp, стоят баснословных денег - но такая ситуация была и с уже привычными нам HD-панелями.
Но что означает пришествие UHDTV для поставщиков контента? На первый взгляд, этот формат может обрушить всю операторскую инфраструктуру. UHDTV подразумевает сверхтяжелый контент. Настолько тяжелый, что двухчасовой фильм в формате Ultra-High Definition, пусть и сжатый по стандарту HEVC (High Efficiency Video Encoding – H.265), не влезет на двухслойный Blue-Ray-диск. Но диск - это ладно, вещь отживающая себя.
А вот для цифрового потока 4К UHDTV-видео потребует пропускную способность от 25 Мбит/c (в наилучшем случае) до 50 Мбит/c (в наиболее вероятном случае). И если наземная инфраструктура вещания, будь то IPTV или OTT, это выдержит, то современным спутникам придется туго. Пропускных способностей транспондеров имеющихся и планируемых спутников просто не хватит: там, где сейчас по одному транспондеру идет вещание 10 каналов, еле пролезет один.
Но и для операторов наземного цифрового телевидение UHDTV предвещает смену парадигмы. Из-за своей "тяжести", видео сверхвысокой четкости требует оптической инфраструктуры со скоростями около 1 Гб на нос. Ничто иное UHDTV не потянет.
А потребитель захочет. Как только цены на телевизоры снизятся, как только валом пойдут фильмы, сериалы и передачи, снятые камерами сверхвысокого разрешения, как только эти камеры подешевеют, породив цунами user-generated content в этом формате - потребитель потребует этот контент по своим привычным каналам. Ведь полная бессмыслица - купить телевизор за несколько тысяч долларов, на огромном экране которого можно как в микроскоп рассмотреть каждую пылинку на крыле бабочки, - и не иметь контента для этого телевизора.
Вопрос неизбежного успеха UHDTV заключается в том, что не понятно, кто успеет раньше - операторы или производители телевизоров и контента. Но провайдерам в любом случае следует озаботиться этим вопросом уже сейчас. Развивать FTTH-инфраструктуру - что, кстати, уже делает Google, запустивший в Канзасе свою GPON-сеть Google Fiber. Не случайно, что этим занимается Google, который владеет крупнейшим видеосервисом Youtube и который уж точно понимает, в какое бутылочное горлышко может превратиться Интернет, когда в него хлынет UHDTV.
В то же время спутниковые операторы, которые занимают большую часть рынка дистрибуции цифрового ТВ, оказываются в невеселом положении, спасти которое могут лишь спутники высокой пропускной способности (High-throughput satellite – HTS).
В любом случае, UDHTV - это приближающаяся реальность, которую операторы просто не могут проигнорировать. Но в России, если посмотреть на то, какими темпами появляются HD-каналы в провайдерских пакетах (тут, конечно, можно погрешить и на количество HD-телевизоров в стране в целом), создается впечатление, что реальность эта от нас скорее отдаляется, чем наоборот.
Представить себе российского оператора, который будет сейчас инвестировать в сети исходя из не столь близких перспектив появления дорогого тяжелого контента, мне трудно. Но, скорее всего, он есть. Где-нибудь. И он ждет своего часа.
28,2 E: две новые версии BBC One HD запущены в тесте
На спутнике Astra 1N (28,2 ° E) государственным британским учреждением, начал вещание BBC (British Broadcasting Corporation) в тесте передачи двух потоков BBC One HD. Программы зрители смогут еще при временных именах 8901 и 8911th
Оба теста BBC One HD появился на новых мощностях BBC на Astra 1N в британском союз, который означает, что спутниковый сигнал охватывает в основном на Британских островах и частично Западную и Центральную Европу.
Технические параметры:
* Astra 1N (28,2 ° E) частота 11,024 ГГц, пол H, SR 23000, FEC 2/3, DVB-S2/8PSK, FTA