Новейший спутник компании Eutelsat W2M, который предполагалось
использовать для вещания на Европу, прекратил работу, так и не дойдя до
орбитальной позиции 16 град. в.д., где он должен был сменить борт W2.
Eutelsat проводит тестирование космического аппарата, после чего примет
решение о его дальнейшей судьбе. Между тем, вместо спутника W2, который
по договоренности с российским ФГУП "Космическая связь" (ГПКС)
планировалось перевести в точку 80 град. в.д. (он должен был сменить
вышедший из строя "Экспресс-АМ2"), на эту позицию будет выведен борт W1.
Компания
Eutelsat объявила, что работа спутника W2M, который был запущен 20
декабря 2008 г., не соответствует требованиям оператора по вине
изготовителя - консорциума EADS Astrium / ISRO Antrix. "Это
несоответствие повлекло крупную поломку в системе энергоснабжения
спутника", - официально констатировал Eutelsat. Сбой в системе
электропитания произошел во время транспортировки борта в орбитальную
позицию 16 град. в.д., где он должен был заменить спутник W2.
"Борт
прошел тестирование на орбите и все было нормально, но после того как
его начали переводить в постоянную орбитальную позицию, возникли
проблемы", - рассказал репортеру ComNews источник, близкий к компании.
Eutelsat
принял решение не вводить W2M в спутниковую группировку. Сейчас под
контролем индийской организации космических исследований (ISRO)
проводится полное техническое исследование аппарата. До окончания
тестирования Eutelsat не комментирует дальнейшую судьбу спутника.
Компания
EADS Astrium выиграла конкурс на создание борта "Экспресс-АМ4" для
ГПКС, а также участвовала в конкурсе на создание космических аппаратов
"Ямал-400" для "Газпрома - космические системы". Российские спутниковые
операторы неоднократно сетовали на низкое качество работы отечественных
производителей и предпочли им зарубежных вендоров. Между тем,
сложившаяся с W2M ситуация может негативно отразиться на страховании
ГПКС борта "Экспресс-АМ4", который будет создавать тот же производитель.
"Проблемы
связанные с возможными конструктивными недостатками Eutelsat W2M к
счастью не должны затронуть ГПКС, следующий ИСЗ которой -
"Экспресс-АМ4" - будет создаваться ГКНПЦ им. Хруничева на базе
платформы EADS Eurostar3000 . Eutelsat W2M построен EADS на другой
платформе I-3000, разработанной индийской компанией Antrix и
используемой EADS для ИСЗ с маломощной полезной нагрузкой (до 4,5 кВт),
- отмечает генеральный директор ЗАО "Сетьтелеком" (торговая марка
AltegroSky) Сергей Пехтерев. - Тем не менее, "родственные" узы и общие
компоненты теоретически могут быть, что будет "под микроскопом"
рассматриваться страховыми компаниями при определении страхого взноса
для ГПКС при запуске "Экспресс-АМ4".
В феврале ГПКС планирует
объявить конкурс на строительство бортов "Экспресс-АМ5" и
"Экспресс-АМ6". Российские производители намерены попытаться взять
реванш. "В 2008 г. мы выиграли два международных тендера и обошли
американскую Orbital Sciences Corporation. Зарубежные заказчики высоко
оценивают нашу работу, - говорит начальник отдела по работе с прессой
ОАО "ИСС" Светлана Башкова. - Мы обязательно будем участвовать в новом
конкурсе ГПКС, и готовим хорошее предложение не только по
характеристикам аппарата, но и по цене. В любом случае, наши аппараты и
их служба на орбите сами говорят о нашей работе".
В конце
октября 2008 г. Eutelsat и ГПКС решили перевести в точку 80 град. в.д.
на смену спутнику "Экспресс-АМ2", проблемы с которым возникли в прошлом
году, космический аппарат W2, который и должен был сменить новый W2M
(см. новость ComNews от 29 августа 2008 г.). Между тем, по словам
регионального директора Eutelsat в России и СНГ Николая Орлова,
проблемы, возникшие с бортом W2M, никак не повлияют на договоренность с
ГПКС. "Этот вариант предполагал два успешных запуска новых спутников, к
тому же аппараты отличались по количеству транспондеров и частотным
характеристикам", - отметил Николай Орлов.
Компании приняли
решение перевести в точку 80 град. в.д. борт W1 после успешного запуска
W2A, который намечен на март этого года. "Решение о постановке именно
W1 связано с тем, что задействуется один, а не два аппарата как
предполагалось ранее. W1 имеет больший срок службы и сможет проработать
до запуска нового аппарата ГПКС в 2011 г., - говорит Николай Орлов. -
Он также имеет лучшие характеристики в позиции 80 град. в.д. по
сравнению с W2 или Sesat1 и на него будет проще перевести загрузку с
"Экспресс-АМ2".
|