Оператор спутниковой связи "Сетьтелеком" приобрел VSAT-бизнес
альтернативного оператора "Сат-Тел" - сумма сделки составила около $1
млн. Это первый случай, когда один российский спутниковый провайдер
покупает активы другого. По мнению экспертов, "Сетьтелеком"
заинтересовал в первую очередь частотный ресурс "Сат-Тела".
О
сделке "Ъ" рассказал осведомленный источник на российском рынке
спутниковой связи. Генеральный директор ЗАО "Сетьтелеком" (работает под
брендом AltegroSky) Сергей Пехтерев подтвердил покупку спутникового
бизнеса "Сат-Тела". По его словам, покупка увеличит их клиентскую базу
на 5-10% (среди VSAT-клиентов "Сат-Тела" были Минфин Чеченской
республики, "Уралэлектромедь" и др.). Кроме того, "Сетьтелеком" получит
5-6 МГц дополнительного частотного ресурса на спутнике "Ямал-200".
Господин Пехтерев ожидает, что доходность "Сетьтелекома" после
интеграции бизнеса "Сат-Тела" увеличится на 10-15% без увеличения
издержек: "У нас одна технологическая платформа HugesNet, мы работаем
через один и тот же спутник "Ямал-200"". Господин Пехтерев не
раскрывает сумму сделки, оговариваясь, что она составила до $1 млн.
Получить комментарий представителей "Сат-Тела" вчера не удалось.
ЗАО
"Сетьтелеком" - один из крупнейших в России операторов фиксированной
сотовой связи VSAT. На конец 2008 года оператор обслуживал около 3600
VSAT-терминалов в различных регионах России. Клиентами компании
являются Сбербанк, "Газпром", АЛРОСА, ОАО РЖД и др. По данным компании,
выручка по итогам 2008 года - около 500 млн руб.
ОАО "Сат-Тел"
создано в 1996 году, входит в группу "ЛанРусинвест". Компания
обслуживает до 200 VSAT-терминалов. Основной бизнес - сдача в аренду
спутниковых магистральных каналов. По оценкам участников рынка, в 2008
году выручка компании составила около $3,8 млн.
По оценке
господина Пехтерева, объем российского VSAT-рынка в 2008 году равнялся
$120-150 млн. Согласно исследованию ComNews Research, на конец прошлого
года общее количество VSAT-станций в России составляло более 37 тыс.
штук. Основным игроком этого рынка была "дочка" "Синтерры"
"Глобал-Телепорт" - 36%, у "Сетьтелекома" - 10%, а у ЗАО "Веб Медиа
Сервисез" (торговая марка Heliosnet) - 9%.
Сделка по
приобретению "Сат-Тела" примечательна не масштабом, а тем, что впервые
один российский VSAT-оператор приобрел бизнес другого. Ранее такие
активы просто не были предназначены для продажи - они создавались либо
под крупные государственные проекты (например, образование, в рамках
которого в 2006-2007 году к интернету было подключено свыше 52 тыс.
школ), либо как телекоммуникационные подразделения крупных
географически распределенных компаний. Например, изначально крупный
VSAT-оператор Stec.com был призван обслуживать игровую систему
"Джек-пот", а "ЛУКОЙЛ-информ" создавался как IT-подразделение
одноименной нефтяной компании.
"Основная ценность приобретения
"Сетьтелекома" - спутниковый ресурс порядка на "Ямал-200"",- рассуждает
пресс-секретарь "Синтерры" Екатерина Андреева. "В России дефицит
спутникового ресурса,- соглашается начальник отдела развития
альтернативного оператора АСВТ Сергей Оленин.- Он образовался отчасти
из-за реализации масштабных госпрограмм, отчасти - из-за многочисленных
аварий спутников, входящих в группировку спутников ФГУП "Космическая
связь" (ГПКС)".
Однако в четвертом квартале 2008 года началось
резкое замедление темпов подключения к VSAT, отмечает генеральный
директор ComNews Research Ирина Глухова, а в начале 2008 года
подключения в сегменте крупных корпоративных заказчиков и госструктур
практически прекратились. "Из-за кризиса темпы роста спроса снизились,-
согласен генеральный директор компании "Айпинэт" Мурад Софизаде.-
Предложение сейчас в целом соответствует спросу на ресурс".
АННА БАЛАШОВА, ИННА ЕРОХИНА, ДМИТРИЙ ЧИЖОВ, КОММЕРСАНТЪ
|