Бывшие акционеры ЮКОСа сумели арестовать платежи французских компаний Arianespace и Eutelsat. Кроме того, могут быть заблокированы «транссибирские роялти» Air France в адрес «Аэрофлота».
Бывшие акционеры ЮКОСа, пытающиеся взыскать с России $50 млрд компенсации по решению Гаагского арбитража, сумели доставить ей новые неприятности во Франции. Вслед за арестами дипломатических зданий в Париже им удалось добиться ареста платежей провайдера пусковых услуг Arianespace и спутникового оператора Eutelsat в адрес их российских контрагентов. Кроме того, акционеры ЮКОСа претендуют на арест «собственности» РФ у Air France.
О том, что Arianespace, Eutelsat и Air France оказались вовлечены в разбирательства бывших акционеров ЮКОСа с Российской Федерацией во Франции, издание узнало из недавнего решения Парижского апелляционного суда. В прошлую пятницу, 17 декабря, он отказал России в приостановке исполнения гаагских арбитражных решений, позволив тем самым гибралтарской GML (представляет бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа) продолжать аресты российского госимущества. В тексте решения, с которым ознакомилась редакция, говорится, что Россия считает незаконными «аресты [ее активов], осуществленные в отношении Arianespace и Eutelsat, а также недобросовестные действия, направленные на захват российской собственности у Air France». Какие именно активы этих компаний попали под арест, в документе не уточняется.
Из текста судебного решения действительно следует, что GML сумела арестовать или заморозить российские активы у этих трех компаний, подтверждает Жюльен Фуре, специалист по международному арбитражу, партнер французской юрфирмы Betto Seraglini.
Ранее французский адвокат России Андреа Пинна и представители GML сообщали, что во Франции помимо прочего арестованы «денежные поступления, причитающиеся России со стороны французских компаний», но о каких именно компаниях идет речь — не уточнялось. Речь может идти о платежах за поставку товаров или услуг по контрактам с российскими госпредприятиями, говорит Фуре и подтверждает бывший юридический советник GML, пожелавший остаться неназванным.
Представитель GML подтвердил, что «мажоритарные акционеры [ЮКОСа] вовлечены в юридические процедуры с Arianespace и Eutelsat, связанные с активами Российской Федерации». Разбирательства с Air France он комментировать не стал. В случае с авиаперевозчиком GML могла попытаться арестовать его платежи за пролеты над Сибирью («транссибирские роялти»). Французское право (как и бельгийское) дает такую возможность, говорит Фуре.
Космические связи
Arianespace и Eutelsat активно сотрудничают с Россией в космической сфере. В частности, Arianespace выводит на орбиту спутники с космодрома Куру во Французской Гвиане при помощи российских ракет-носителей «Союз». Их производит самарский ракетно-космический центр «Прогресс». С 2011 года Arianespace запустила уже 13 «Союзов», последний запуск состоялся 17 декабря — он стал третьим в нынешнем году и вывел на орбиту два европейских спутника Galileo.
Выручка Arianespace в 2014 году составила €1,4 млрд. Крупнейшим акционером компании является Airbus Safran Launchers (39%, планирует увеличить долю до 74%). РКЦ «Прогресс» в прошлом году был преобразован из ФГУП в акционерное общество, 100% которого находятся в собственности Росимущества.
В апреле 2014 года Роскосмос подписал контракт с Arianespace на поставку семи ракет «Союз-СТ», стоимость контракта оценивалась в $400 млн. В сентябре 2015 года директор по навигации Европейского космического агентства Дидье Февр оценивал стоимость одного «Союза» в €80 млн. А летом этого года Arianespace получила заказ от британской компании OneWeb на запуск спутников с использованием 21 ракеты-носителя «Союз» с 2017 по 2019 год. Arianespace и РКЦ «Прогресс» заключили соответствующий контракт. «Надеемся приступить к работам в 2016 году — сейчас пока только заключен контракт, средства по нему еще не поступали», — говорил в конце октября первый заместитель генконструктора «Прогресса» Александр Сторож (цитата по ТАСС).
Спутники и «Протон»
Спутниковый оператор Eutelsat с 1994 года сотрудничает с ФГУП «Космическая связь». Российское предприятие оказывает Eutelsat услуги мониторинга и управления французскими космическими аппаратами из Центра космической связи в Дубне, в сентябре 2011 года компании продлили соответствующий контракт до 2017 года. Его финансовые условия неизвестны.
Кроме того, «Космическая связь» владеет 3,39% акций Eutelsat, но право собственности на этот пакет в настоящее время оспаривается по другому делу, не связанному с ЮКОСом. В ноябре РБК сообщал, что «Космическая связь» наняла французских юристов для защиты своих активов от притязаний бывших акционеров ЮКОСа, но выяснить подробности тогда не удалось.
В октябре Роскосмос сообщал, что американская «дочка» ГКНПЦ им. Хруничева (ФГУП, находящийся в ведении Роскосмоса) — International Launch Services — также подписала контракт с Eutelsat. По нему «дочка» ГКНПЦ в 2016–2023 годах должна запускать с космодрома Байконур свои ракеты «Протон-М» для вывода на орбиту французских спутников. Стоимость контракта не раскрывалась. Но отраслевой портал Spacenews в сентябре оценивал контрактную цену одного запуска «Протона» в $65 млн, а глава Роскосмоса Игорь Комаров в апреле говорил, что стоимость запуска «Протон-М» за год снизилась примерно до $70 млн (с $95 млн в 2014 году).
Представители Arianespace и Eutelsat не ответили на запросы. Представитель Роскосмоса отказался от комментариев. Запрос в Росимущество на момент публикации также остался без ответа.
Мирант Киев по материалам: www.rbc.ru/economics/2...
|