Спутниковое Телевидение + Интернет весь мир у вас на экране       

   
Меню сайта
Категории раздела
Спутниковые новости ТВ
Транспондерные новости.
Цифровое / кабельное ТВ
Новости изменений в эфире
Интернет и IPTV технологии
Провайдеры, новшества
Новости мира гаджетов
электроника и гаджеты
Новости киномира
Новинки в мире синематографа
Спутниковый - Интернет
Новости провайдеров
Крипторынок валют
Новости о криптотехнологиях
Новости компании Мирант
Новые услуги, изменения

13:31
Базовый элемент СНТВ
О роли оператора национальной спутниковой группировки в становлении и развитии российского рынка спутникового непосредственного телерадиовещания (СНТВ), о трендах рынка и долгосрочной стратегии компании рассказал генеральный директор ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) Юрий Прохоров. - Спутниковое телерадиовещание в России возникло одновременно с ГПКС. Какова роль глобального оператора спутниковой связи в формировании рынка вторичных услуг, в частности СНТВ? - ГПКС сыграло заметную роль в появлении большинства российских СНТВ-операторов. И это неудивительно: ГПКС - ​организация с полувековым опытом эксплуатации космических аппаратов и средств спутниковой связи, создание и развитие спутникового цифрового телевидения в России - ​большая и важная часть ее истории. Первой отечественной системой спутникового непосредственного телевещания стала система "Экран". Она была развернута на базе спутников прямого вещания одноименной серии, первый из которых запущен в 1976 году. Мощность передатчиков достигала 300 Вт, система работала в диапазоне частот ниже 1 ГГц, что позволяло охватить телевещанием малонаселенные пункты в районах Сибири, Крайнего Севера и частично Дальнего Востока. При этом приемная сеть системы "Экран" прирастала не десятками, как это было в распределительной системе "Орбита", а сотнями и тысячами принимающих устройств в год. Абонентами первой системы непосредственного вещания стали небольшие населенные пункты, геологические партии, корабли. Для России с ее огромной территорией спутниковая связь остается наиболее эффективным способом доставки телевизионного сигнала. Сегодня через космические аппараты ГПКС, покрывающие 100 % территории страны, работают лидеры рынка СНТВ: "Триколор ТВ", "НТВ-Плюс" и "Орион Экспресс". Наша обновленная инфраструктура используется для доставки первого и второго мультиплексов во все вещательные зоны России, а также в интересах региональных и коммерческих вещателей. Основной задачей ГПКС как оператора спутниковой связи мы видим определение и удовлетворение рыночного спроса на емкость, а также эффективную эксплуатацию наземной и космической инфраструктуры. - Российский рынок СНТВ после взрывного роста последних лет вошел в период стабильности с годовым приростом 2‑3 %. Существует ли необходимость заказа новых спутников исключительно для услуг СНТВ? - Конечно, существует. Во-первых, космический аппарат, как и всякое устройство, имеет определенный срок жизни. Рано или поздно любой спутник необходимо заменить на новый. Причем в ситуации, когда миллионы абонентов настраивают приемные антенны на космические аппараты в конкретных точках на орбите, требуется обеспечить преемственность. Более того, я убежден, что в "разогретых" российских позициях 36° в. д., 56° в. д. и 140° в. д. желательно иметь также резервные борты - ​спутники, позволяющие минимизировать риски операторов в случае выхода из строя действующих аппаратов. Во-вторых, то, что российский рынок стабилизировался, вовсе не означает остановки его развития. Скорее, это признак зрелости. Например, в 2014 году наблюдался шквальный рост числа подписчиков спутникового ТВ на развивающихся рынках Африки и Латинской Америки, ключевые показатели всех мировых операторов СНТВ также увеличивались, но теперь зафиксирован небольшой спад темпов роста. Все звенья в цепочке создания услуг и продуктов на рынке СНТВ - ​операторы, медиаструктуры, производители оборудования - ​развиваются вместе с рынком. Общая тенденция заключается в повышении уровня медиапотребления, с одной стороны, и в его большей персонализации - ​с другой. А это означает, что медиахолдинги продолжат запускать новые нишевые телеканалы, операторы продолжат экспериментировать с пакетированием, а производители оборудования будут думать о новых интерактивных устройствах. Задача глобального спутникового оператора - ​обеспечить игроков рынка надежной технологической инфраструктурой. - Крупные американские СНТВ-операторы DirecTV и EchoStar предпочитали иметь собственные спутники. Как вы оцениваете эту тенденцию и способны ли российские провайдеры СНТВ запустить на орбиту принадлежащие им космические аппараты? - Упомянутые компании, а также провайдер звукового вещания Sirius XM Radio - ​единственные вещатели, использующие собственные спутники, и здесь не прослеживается никакой тенденции. Владение спутником - ​дело дорогостоящее, не только отдельные вещатели, но и многие страны не могут позволить себе иметь космические аппараты, арендуя спутниковую емкость у крупных операторов. Расходы на это составляют сравнительно небольшую долю общих затрат вещателя, создание и обслуживание собственной емкости может оказаться дороже. Компании DirecTV и EchoStar начинали вещательный бизнес в середине 1990‑х годов, когда Федеральная комиссия по связи США распределяла восемь орбитальных позиций, выделенных для этой страны Региональным планом Радиовещательной спутниковой службы 1983 года. Тогда не существовало ни одного космического аппарата на орбите с параметрами, соответствующими плану, все нужно было начинать с нуля: заказ спутников, разработку абонентского оборудования, создание передающих станций. Самым быстрым и эффективным способом оказалось сосредоточение всей деятельности в одних руках. В результате острой конкурентной борьбы из пяти первоначально заявившихся компаний уцелели только две вышеназванные, они и поделили между собой гигантский рынок СНТВ в США и соседних странах. Достаточно сказать, что совокупный доход этих компаний составляет почти половину дохода всей отрасли спутниковой связи в мире. Что касается запуска собственных аппаратов, достаточно вспомнить начальные этапы развития проекта "НТВ-Плюс". Тогда, в 1995 году, на орбите функционировали два отечественных спутника непосредственного вещания, "Галс-1" и "Галс-2", с тремя транспондерами каждый. Но для успешного развития проекта этого было недостаточно, и были заказаны сразу три новых аппарата: восьмиствольный "Бонум-1" (запущен в 1998 году и успешно функционировал до 2014 года), "Галс-Р16" с 16 транспондерами на борту (по ряду причин так и не был достроен) и Eutelsat W4 (компании Eutelsat S.A.), на котором были арендованы 16 транспондеров в российском луче. При большом желании и мобилизации финансовых возможностей российские вещатели в состоянии заказать собственный спутник. Однако при этом придется решать сложные вопросы заявления и координации орбитальной позиции, частотных каналов, зон обслуживания, управления спутником, его эксплуатации и так далее. Не уверен, что операторы СНТВ готовы перегружать свою операционную деятельность решением несвойственных им задач. Такой подход представляется крайне неэффективным. - По данным ComNews, компания МТС - ​новичок российского рынка СНТВ - ​недовольна условиями использования емкости на спутнике ABS-2 и ищет альтернативные варианты. Готово ли ГПКС предложить ей необходимую емкость? - ГПКС как инфраструктурный оператор готово поддерживать любого игрока рынка на взаимовыгодных условиях. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко, в деталях понимать требования клиента. - Как вы расцениваете вероятность работы зарубежных ТВ-платформ через спутники ГПКС (с использованием лучей за пределами РФ)? - Мы видим востребованность ресурса российской спутниковой группировки на зарубежных рынках, в том числе и для вещательных проектов. ГПКС традиционно работает на рынках спутниковой связи и вещания Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. Ряд зарубежных телерадиовещательных компаний используют наши аппараты для доставки телевизионного сигнала до конечных пользователей в данных регионах. Также в Европе работают две телевизионные платформы по сбору новостей, которыми пользуются около 40 европейских ТВ-компаний. С вводом в эксплуатацию во II квартале 2015 года новых спутников ГПКС расширило зону покрытия на такие географические регионы, как Африка южнее Сахары и Южная Азия. Сейчас ГПКС вместе с компанией Romantis GmbH разворачивает технологическую телевизионную платформу для Африки на спутнике "Экспресс-АМ6". Комплексная услуга телевизионного вещания позволит существующим и новым вещательным компаниям создавать и распространять национальные и региональные телевизионные программы на всей территории Африканского континента. По второму новому спутнику, "Экспресс-АМ7", прорабатывается возможность его использования для развертывания сети СНТВ с покрытием Индии и соседних государств на полуострове Индостан. - Общемировая тенденция - ​изменение форматов потребления ТВ-контента. Зрители все чаще выбирают нелинейное телесмотрение, что выводит на первый план IPTV и OTT-платформы. В то же время СНТВ - ​это прежде всего традиционное вещание. Как, на ваш взгляд, изменится в ближайшие 10 лет роль спутниковых технологий в рамках этих тенденций. - Действительно, мировая тенденция - ​переход на стриминговые сервисы, построенные на технологии IP, будь то ОТТ или IPTV. Несмотря на это, даже на американском рынке почти половина абонентов не готова прервать подписку на традиционные сервисы. На мой взгляд, большая часть населения России еще более консервативна и не скоро откажется от традиционного телесмотрения. Другое дело, что уже стала очевидной необходимость более тщательного пакетирования для нишевых аудиторий. Люди стали избирательнее, многие не готовы платить за продукт, состоящий из большого количества недостаточно качественных телеканалов. Что касается технологий связи, то спутник останется оптимальным способом доставки медиаконтента на территории России. Многие помнят, как несколько лет назад на конференции по спутниковой связи в Дубне мы продемонстрировали, что спутниковые технологии вписываются в общую тенденцию создания конвергентной среды. Через космический аппарат, работающий в Ка-диапазоне, был организован сеанс телевидения с использованием технологии ОТТ, включавший вещание нескольких телеканалов в формате высокой четкости (HD), видео по запросу (VoD) и прямую трансляцию деловой программы мероприятия на мобильные устройства, планшеты и ПК, а также через Smart TV. До сих пор подобные схемы не реализованы ни одним российским СНТВ-оператором. Это связано, как мне кажется, с отсутствием запроса рынка. - Президент России подписал закон, который расширяет список обязательных для распространения программ. Закон касается всех отечественных операторов платного ТВ. Есть ли угроза для развития в стране нишевого телевидения, составляющего базу СНТВ-платформ, учитывая тот факт, что 10 общероссийских телеканалов федерального пакета обладают максимальным охватом и закрывают практически весь спектр интересов нашего зрителя? - Да, документ расширяет список каналов must-carry. Сейчас можно строить предположения на тему возникших ограничений. Многие говорят о непреодолимых барьерах для нишевого телевидения, в том числе регионального: недостатке бюджетов и ограниченном доступе к рекламному рынку в сравнении с общероссийскими телеканалами. Однако, возможно, эти поправки спровоцируют и обратный процесс - ​формирование нового честного бизнеса, когда нишевые каналы, лишенные рекламных денег, начнут активнее работать над качеством контента, повышая конкуренцию на рынке платного телевидения. - Какие тенденции рынка СНТВ находят отражение в долгосрочной стратегии развития ГПКС? В чем заключается эта стратегия применительно к потребностям телерадиовещательной индустрии? - Динамичный рост спутникового непосредственного вещания в последние годы связан со спросом на многопрограммное ТВ в городах с населением менее 100 тыс. человек. Именно СНТВ наиболее эффективно при обслуживании больших территорий с низкой плотностью населения и слаборазвитой инфраструктурой наземной связи, что характерно для значительной части России. По данным аналитических компаний, в 2014 году число домохозяйств, пользующихся услугами спутникового непосредственного телевидения, составило 28 % от общего числа домохозяйств, к 2018 году прогнозировался рост числа абонентов еще в 1,3 раза. Примерно в такой же пропорции ожидалось увеличение спроса на емкость под задачи СНТВ: от 54 эквивалентных транспондеров в 2015 году до 72 в 2020‑м. Потребность в емкости возрастает в связи с появлением форматов HD и сверхвысокой четкости (Ultra HD), требующих значительно больших скоростей цифрового потока. Действительность превзошла ожидания аналитиков. По состоянию на текущий год общее число эквивалентных транспондеров в диапазоне Радиовещательной спутниковой службы 11,7‑12,5 ГГц, доступных для российских вещателей, составляет 88 на четырех космических аппаратах, и почти все они загружены. С учетом планируемого в этом году запуска спутника "Экспресс-АМУ1" 92 % всей емкости будет обеспечиваться аппаратами ГПКС. Дальнейшее наращивание емкости группировки возможно за счет заказа спутника в новую орбитальную позицию 86° в. д. или 110° в. д. либо через дозаявление новой орбитальной позиции вблизи имеющихся точек 36° в. д. или 56° в. д. (для организации кластера). Мы также изучаем целесообразность освоения полосы частот 21,4‑22,0 ГГц в Кu-диапазоне. ГПКС рассматривает все указанные варианты. Однако последний путь представляется наиболее эффективным способом существенного наращивания емкости отечественной группировки спутников СНТВ.



Мирант Киев по материалам: www.comnews.ru/node/98...
Категория: Спутниковые новости ТВ | Просмотров: 696 | Добавил: vetal | Теги: Космическая связь | Рейтинг: 0.0/0




Похожие материалы:

Реклама



Календарь публикаций
Статистика


Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0