Развитие широкополосного мобильного интернета, в первую очередь в сетях 3G, позволило компании «Билайн» одной из первых среди российских сотовых операторов вывести на рынок OTT-услугу: любой абонент цифрового ТВ и/или интернет-доступа может установить на смартфон или планшет бесплатное приложение «Билайн» ТВ и смотреть множество телевизионных каналов в сети Wi-Fi и 3G любого оператора. Более подробно о сервисе TelecomDaily рассказала и.о. директора по маркетингу и развитию ШПД и цифрового ТВ «ВымпелКом» Анна Рыжикова.
TelecomDaily: Сегодня OTT (или over-the-top, буквально «телевидение поверх интернета») стало «идеей фикс» для рынка платного телевидения, как, наверное cloud computing для рынка ИТ. «Билайн» запустил OTT-сервис одним из первых в России. Как вы считаете, этот ажиотаж оправдан?
А.Р.: Опыт последних лет показал, насколько изменился профиль телевизионного просмотра современного зрителя. Теперь зритель предпочитает самостоятельно управлять эфиром, формировать собственную программу передач и смотреть тот контент, который ему действительно интересен в удобное для него время. Идея создать сервис, который позволил бы нашим абонентам смотреть «Билайн» ТВ на мобильных устройствах без привязки к конкретному месту, родилась давно. Мы видели и интерес наших абонентов к этой теме, и обладали техническими возможностями для ее реализации.
К запуску приложения «Билайн» ТВ мы готовились довольно долго. Создавая его, мы в первую очередь хотели сохранить привычный для наших абонентов интерфейс и набор функций, включая возможность управления эфиром. Для нас это не просто логичное продолжение развития услуги домашнего цифрового телевидения или возможность сделать его еще более удобным за счет мобильности. Это отдельный продукт, который обладает большим потенциалом.
Мы создали несколько версий, которые по тем или иным причинам были забракованы, и работа продолжалась. И вот, наконец, 2 апреля 2013 года мы представили приложение «Билайн» ТВ для iPad, параллельно продолжая работать над версиями для iPhone и Android. Сейчас приложение доступно для всех мобильных устройств на базе iOS и Android.
TelecomDaily: Абоненты «Билайн» ТВ уже оценили эти приложения по достоинству?
А.Р.: На данный момент у нас более 45000 абонентов-пользователей приложения «Билайн» ТВ. Учитывая отсутствие рекламной кампании для продвижения услуги и ограничению по количеству используемых устройств на одном аккаунте (их может быть не более 10 шт.) это довольно неплохие результаты.
TelecomDaily: Сейчас на рынке представлено довольно много ОТТ-приложений, в том числе и у других операторов «большой тройки». В чем преимущества «Билайн» ТВ?
А.Р.: В составе «Билайн» ТВ множество популярных российских и зарубежных телеканалов, в том числе и в HD-качестве. Есть подробный телегид на неделю вперед с возможностью удаленной записи контента и пульт для управления ТВ-приставкой (эта опция доступна только при нахождении в зоне приема «домашней» приставки в квартире). Наше приложение бесплатное и работает в сетях 3G и Wi-Fi любого оператора. Тарификация осуществляется только при нахождении в сети 3G в соответствии с параметрами действующего тарифного плана на мобильном устройстве. При выходе из зоны действия Wi-Fi на экране появляется соответствующее сообщение, пропустить которое невозможно. А значит абонент может контролировать этот процесс.
Мы очень много внимания уделили теме качества изображения, стараясь подобрать решение, способное учитывать большую загрузку мобильной сети и сети Wi-Fi. Благодаря технологии Adaptive streaming видео в считанные секунды адаптируется под выбранную абонентом сеть, сохраняя качество воспроизведения в полном объеме (без буферизации или пауз), где бы абонент ни находился.
TelecomDaily: Влияет ли каким-то существенным образом рост проникновения OTT услуг на ARPU? Вообще, какие перспективы у OTT в России по части монетизации и размещения рекламного контента?
А.Р.: Как я уже говорила, приложение бесплатное и тарификация осуществляется только при нахождении абонента в сети 3G в соответствии с действующим тарифным планом на том устройстве, где оно установлено. Поэтому говорить о влиянии на ARPU IPTV здесь некорректно. Мы рассматриваем наше приложение скорее как инструмент, повышающий лояльность абонентов, с помощью которого они открывают для себя новые возможности просмотра и управления контентом на любых устройствах.
TelecomDaily: Приходится ли каким-то образом специально отбирать или даже создавать контент для OTT? Как вы работаете над контентом для интернета?
А.Р.: Безусловно, прежде чем добавить тот или иной телеканал в состав «Билайн» ТВ, мы тщательно анализируем его контент. На данный момент в приложении доступно более 80 популярных российских и зарубежных телеканалов различной тематики (познавательные, музыкальные, спортивные, детские и т.д.).
Наша главная задача - сделать приложение таким же привлекательным, как и услугу домашнего цифрового телевидения. Сейчас абонентам IPTV доступны более 230 каналов, обширная библиотека сервиса «Видеопрокат» и множество дополнительных возможностей, часть из которых мы уже реализовали в приложении с учетом специфики мобильных ОС.
TelecomDaily: Если сравнивать OTT и IPTV, кстати, тоже один из наиболее быстро растущих сегментов на мировом рынке платного ТВ, опережающих спутник и кабель во много раз, то в чем ключевые отличия между этими двумя технологиями? И какая все-таки победит, если такая постановка вопроса уместна?
А.Р.: Ключевое отличие в том, что IPTV работает на сети конкретного оператора, а сервисы OTT – в любых сетях, как фиксированных, так и мобильных. На мой взгляд, в будущем эти две технологии будут как дополнять друг друга, так и замещать, открывая все больше возможностей современным абонентам. К примеру, в ближайшее время мы рассчитываем сделать приложение доступным для мобильных абонентов «Билайн». Таким образом, приложение будет доступно в тех городах, где еще нет ни сервиса "домашнего интернета", ни "домашнего цифрового телевидения" «Билайн», а это значит, что еще больше абонентов смогут воспользоваться нашими услугами.
TelecomDaily: Вы знаете наверняка, что в Америке из-за кризиса и отказа от платных ТВ-подписок был придуман термин cord-cutters («перерезающие кабель»), а затем и cord-nevers. Последний термин применяется к молодым по большей части пользователям, которых вообще не интересует «ТВ по проводам», которые привыкли работать с интернетом. Не боитесь ли вы, что по мере взросления поколения активных интернет-пользователей таких cord-nevers в России станет намного больше, а ваш основной ТВ бизнес сдаст позиции перед OTT?
А.Р.: Несмотря на стремительное развитие ОТТ-сервисов, традиционное телевидение по-прежнему актуально. Это показывают не только наши внутренние исследования, но и данные TNS, согласно которым телевидение сохраняет самый высокий охват и время потребления среди других медиа. И это при том, что количество абонентов, которые предпочитают смотреть ТВ-контент на мобильных устройствах постоянно увеличивается. Кроме того, ОТТ-сервисы развиваются и в сфере Smart TV, а это еще одно популярное направление, где есть множество дополнительных возможностей для нас.
У нас много интересных идей и проектов, часть из которых уже находится на завершающем этапе, а это значит, что в скором времени мы их представим. Например, мы планируем добавить функцию multiscreen в приложение «Билайн» ТВ, что позволит абоненту при просмотре ТВ на одном устройстве поставить его на «паузу» и продолжить смотреть на другом с нужного момента, а также добавить возможность установки напоминания о начале любимой передачи или фильма из телегида.
Не меньшее внимание мы уделяем развитию услуги "домашнего цифрового телевидения", формируя уникальные пакетные предложения, расширяя количество HD-каналов и библиотеку «Видеопроката». К примеру, в числе первых в России абонентам цифрового ТВ «Билайн» стали доступны сразу несколько новых зарубежных каналов - MTV Russia HD, VIASAT GOLF HD, VIASAT SPORT HD, History HD, - а в библиотеке появились нашумевшие новинки известных мировых киностудий, среди которых «Смурфики 2», «Гадкий я 2», «Росомаха: Бессмертный», «Элизиум: Рай не на Земле».
Мирант Киев по материалам: www.tdaily.ru/news/all...
|