Европейское космическое агентство планирует установить целевой период запуска первого Ariane 6 в октябре, надеясь, что аппарат наконец сможет отправиться в полет «не слишком поздно» в 2024 году.
На брифинге 4 сентября представители ЕКА и другие партнеры по Ariane 6 заявили, что смогут объявить ряд дат первого запуска ракеты после пары статических огневых испытаний основной ступени ракеты и ее Vulcain 2.1. Двигатель на стартовой площадке в Куру, Французская Гвиана.
Первое из этих испытаний, продолжительность которого составит около четырех секунд, запланировано на 5 сентября. За ним последует 470-секундное испытание 3 октября, которое в случае успеха обеспечит то, что ЕКА называет квалификацией «готовности к полету». для основного этапа.
Эти испытания, по словам генерального директора ЕКА Йозефа Ашбахера, должны позволить агентству установить цель для первого запуска, которая, как признало ЕКА в прошлом месяце, была перенесена на 2024 год. «Тогда мы сможем определить период запуска Ariane 6, о чем мы объявим вам после проведения этой серии испытаний».
Ашбахер отказался высказывать предположения, когда его спросили, состоится ли этот первый запуск в первой половине 2024 года, если испытания пройдут по плану. «Мы находимся на хорошем пути. Мы стабилизировали график. Тесты выглядят очень хорошо», — сказал он. «Я думаю, что если все пройдет идеально, шансы на то, что в следующем году еще не поздно, очень велики, но впереди нас еще много неизвестного».
Эти тесты не всегда проходили идеально. Четырехсекундное статическое огневое испытание первоначально было запланировано на июль, но было отменено из-за технических проблем, а также из-за нехватки жидкого кислорода, поскольку обратный отсчет был отложен. Это испытание было перенесено на 29 августа, но снова отложено после того, что ЕКА назвало «технической проблемой, затронувшей стенд управления» , который управляет загрузкой топлива и автоматическим обратным отсчетом.
На брифинге Карин Лево, директор по космическим перевозкам французского космического агентства CNES, заявила, что не существует «явной технической проблемы», из-за которой испытания были бы отложены. «Нам нужно было больше времени, чтобы убедиться, что все хорошо подготовлено, в частности, что касается стенда управления», — сказала она. «Сегодня все в порядке и четко объяснено, поэтому завтра пойдем вести хронологию».
Тем не менее, программа отметила успешное статическое огневое испытание двигателя верхней ступени Vinci Ariane 6, состоявшееся 1 сентября на объекте в Лампольдсхаузене, Германия, которым управляет немецкое аэрокосмическое агентство DLR. Испытания, в которых также участвовала вспомогательная силовая установка разгонного блока, подтвердили работоспособность разгонного блока в штатном полете.
«Если бы это был полет, этот этап полета был бы успешным», — сказал Мартин Сион, исполнительный директор ArianeGroup, генерального подрядчика Ariane 6.
Заключительные статические огневые испытания верхней ступени запланированы на эту осень, опять же в Лампольдсхаузене, чтобы проверить работоспособность ступени в «ухудшенных» условиях и других профилях миссий. "Я не думаю, что возникнут трудности с проведением этого теста в свое время", - сказал Сион, отметив, что тест необходим для демонстрации надежности автомобиля.
Успешные испытания верхней ступени стали доказательством «универсальности Ariane 6», включая возможность перезапуска верхней ступени, сказал Стефан Исраэль, исполнительный директор Arianespace. «То, что было продемонстрировано, очень убедительно показывает, что нам придется сделать для наших клиентов».
В портфеле заказов Arianespace 28 запусков Ariane 6, при этом крупнейшим клиентом является компания Amazon, которая заказала 18 запусков для своей группировки Project Kuiper. У Amazon стоит крайний срок в июле 2026 года в рамках лицензии Федеральной комиссии по связи на запуск половины из 3236 спутников с использованием Ariane 6 вместе с New Glenn от Blue Origin и Vulcan Centaur от United Launch Alliance, ни один из которых еще не запущен.
«Диалог с Amazon — это выдающийся диалог», — сказал Исраэль об обсуждениях с компанией планов запуска.
Стоимость разработки Ariane 6 остается на уровне примерно 4 миллиардов евро (4,3 миллиарда долларов). «На данный момент стоимость сдерживается», — сказала Тони Толкер-Нильсен, директор по космическим перевозкам ЕКА. Он добавил, что эта смета расходов включает 20% запас на непредвиденные расходы, которые еще не превышены.
Сион, однако, сказал, что задержки Ariane 6 «привели к очень значительным затратам, которые понесла ArianeGroup», но не уточнил.
Обновление Веги С
Хотя брифинг 4 сентября был в основном посвящен статусу Ariane 6, ЕКА предоставило обновленную информацию о малой ракете-носителе Vega C, запуск которой был приостановлен после неудачного запуска в декабре 2022 года. Его планы по возвращению в полет потерпели неудачу в июне, когда двигатель второй ступени Zefiro 40, ставший причиной неудачного запуска в декабре, столкнулся с «аномалией» во время статического огневого испытания .
По словам Ашбахера, независимая комиссия по расследованию продолжает расследование аномалии, и ее окончательный отчет ожидается до конца сентября. «Сейчас слишком рано говорить что-то о первопричине».
Тем временем Arianespace продвигается к запуску оригинальной версии Vega, в которой не используется двигатель Zefiro 40. Arianespace объявила 31 августа, что на 4 октября запланирован запуск Vega со спутником наблюдения Земли THEOS-2 для Таиланда и спутником FORMOSAT-7R/Triton для Тайваньского космического агентства для сбора данных радиозатмения для метеорологии. Ракета также будет нести 10 дополнительных полезных нагрузок.
|