Специалисты ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и ИСС им. академика М.Ф.Решетнева смогли полностью восстановить работоспособность спутника "Экспресс-АМ33" всего через 16,5 часа после аварии, связанной с потерей им ориентации. На время отсутствия связи с "Экспрессом-АМ33" трансляцию общероссийских телеканалов в аналоговом формате для 13,5 млн домохозяйств в Сибири обеспечил спутник "Ямал-401".
Авария на космическом аппарате "Экспресс-АМ33" произошла через шесть лет после его вывода на орбиту, хотя производитель (ИСС) заявил для этого спутника 12-летний срок активного существования.
О последствиях аварии сообщала вчера пресс-служба Минкомсвязи России.
В 22:35 по московскому времени 3 февраля 2015 г. дежурный персонал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) зафиксировал потерю связи с "Экспрессом-АМ33". В это же время владелец спутника, ГПКС, сообщил о потере ориентации космического аппарата. "В настоящее время продолжаются попытки реанимировать спутник: с него периодически поступают телеметрические данные. Сейчас космический аппарат реагирует на команды, идет тестирование полезной нагрузки, перезагружается ряд математических данных", - отмечалось в сообщении Минкомсвязи, разосланном в редакции СМИ 4 февраля в 11:13 по московскому времени.
В ночь с 3 на 4 февраля ведомство создало оперативный штаб, в который вошли рабочие группы ГПКС, РТРС и телеканалов, вещание которых шло через спутник. "Причины аварии пока не названы, - рассказывал репортеру ComNews начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков. - В настоящее время специалисты ГПКС и ИСС им. академика М.Ф.Решетнева (производитель космического аппарата - Прим. ComNews) предпринимают усилия по восстановлению работоспособности спутника". "Есть шансы вернуть спутник в строй, но оценивать эти шансы пока рано", - уточнял представитель пресс-службы Минкомсвязи.
По словам заместителя генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС, владелец спутника "Ямал-401") Игоря Кота, для минимизации последствий аварии был задействован ресурс С-диапазона "Ямала-401" в объеме около 50 МГц. Ресурс других спутников орбитальной группировки ГКС не привлекался, подчеркивал представитель этой компании.
"Насколько долго будет работать эта схема, мы не обсуждаем, поскольку надеемся и искренне того желаем, что коллеги из "Космической связи" справятся с ситуацией и восстановят работу "Экспресса-АМ33". В любом случае, мы всегда готовы оказать все возможное содействие при возникновении подобных ситуаций", - резюмировал Игорь Кот.
Уже в 15:00 специалистам ГПКС и ИСС удалось полностью восстановить использование "Экспресса-АМ33" по целевому назначению и возобновить предоставление услуг связи и вещания на базе его ресурса, заявила пресс-служба ГПКС.
"Экспресс-АМ33" обеспечивает в аналоговом формате вещание общероссийских телеканалов "Первый канал", "Россия-1", "Культура", "Пятый канал", "ТВ Центр", а также "Радио России" и радио "Маяк" в регионах зоны вещания "В" (Алтайском и Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Томской областях, республиках Алтай, Бурятия, Хакасия, Тыва). Кроме того, "Первый канал" транслируется через этот спутник на Новосибирскую область.
Помимо этого, ресурс "Экспресса-АМ33" задействуют российские VSAT-операторы ГК AltegroSky, ОАО "КБ "Искра", ОАО "РТКомм.РУ", ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" (бренд HeliosNet), ЗАО "Амтел-Связь" (бренд Amtelcom), ЗАО "Дозор-Телепорт", ООО "Эквант", ООО "ГеоТелекоммуникации", ЗАО "Норильск-Телеком".
"У нас 15 МГц на АМ33, и мы продолжаем на нем работать", - рассказал репортеру ComNews генеральный директор AltegroSky Сергей Пехтерев. Авария на "Экспрессе-АМ33" снова поднимает вопрос, каким путем должны развиваться отечественные операторы, отметил он. Можно либо использовать отечественные спутники, чтобы с риском для коммерческого успеха обеспечить сохранение рабочих мест на предприятиях Роскосмоса и развитие передовых технологий в России, либо, как это произошло в гражданской авиации, допустить на отечественный рынок зарубежных производителей, дав шанс нашим операторам сохранить конкурентоспособность, подчеркивает Пехтерев.
По словам коммерческого директора "РТКомм.РУ" Александра Степанова, авария затронула клиентов на Урале и в Сибири. "Есть возможность перевести их на "Ямал-401", но поскольку спутник восстановил работоспособность, необходимости в переводе нет", - отметил он.
В зоне краткосрочной аварии оказалось 13,5 млн человек. В первые минуты после аварии сработала система экстренного переключения, созданная РТРС, и трансляция телеканалов пошла по резервным системам через космический аппарат "Ямал-401". В первый час у большинства пользователей заработали все телеканалы, причем "Первый канал" охватил сразу 90% своих зрителей.
Мирант Киев по материалам: www.comnews.ru/node/89...
|