Безрадостную перспективу нарисовали региональным телекомпаниям на круглом столе "Распространение ТВ-каналов в цифровых мультиплексах и не эфирных средах" в ходе выставки "Связь-Экспокомм 2011". Прямо в лицо живым (особо это подчеркиваю) региональщикам, которые били себя кулаком в грудь и заявляли, что готовы соответствовать всем требованиям регулятора, только бы вступить в первый мультиплекс в качестве девятого канала, начальник управления разрешительной работы Роскомнадзора Максим Ксензов заявил, что региональное телевидение умирает.
И эту тенденцию он наблюдает уже более 10 лет. А тот, кто сейчас говорит, что отвечает всем требованиям, - впадает в глубокое заблуждение и занимается самообманом, потому что пока не существует ни критериев отбора каналов, ни понимания того, как именно этот отбор будет производиться. И в довершение Максим Ксензов поделился информацией, что, по его сведениям, до конца этого года не предусматривается проведение конкурсов ни во второй, ни тем более в третий мультиплекс, также не идет речи об определении девятого канала первого мультиплекса.
"А где же выход?! - вопрошали региональщики, которые никак не хотели мириться с диагнозом вымирания. - Может, стоит как-то централизованно помочь тем немногим компаниям, которые еще остались?" В ответ на это Максим Ксензов повторил совет, озвученный еще на прошлогодней выставке заместителем главы Минкомсвязи Александром Жаровым, - забыть об эфире! По его мнению, Национальной ассоциации телевещателей (НАТ) 10 лет назад еще стоило ревностно отстаивать свое мнение, а теперь время ушло. Опаздавшим не остается ничего другого, как искать иные пути развития в новых технических средах - кабеле и Интернете. В конце концов, им ведь никто не запрещает продолжать вещать в аналоге, если в конкретном регионе останется такая возможность. И вообще, считает Максим Ксензов, вся эта история с определением девятого регионального канала чревата большими интригами на местном уровне.
Быть может, он и прав. Быть может, правда довольно много каналов в регионах не живут, а лишь паразитируют на федеральных каналах, и все, на что они способны - это забивать региональные врезки безвыигрышными викторинами и низкопробной рекламой. Но как же те труженики местных телефронтов, что честно смотрели в глаза представителям ведомства и говорили, что готовы работать, готовы создавать столько контента, сколько нужно, и повышать его качество, и даже помогать снабжать местное население цифровыми приставками? Ведь люди хотят смотреть местные новости. Всевозможные исследования операторов платного телевидения доказывают, что появление местных каналов в общем пакете дает существенный толчок для роста абонентской базы. Именно об этом говорит опыт "Триколор-ТВ", успехи которого в наращивании количества абонентов НАТ называет беспрецедентными. "Не надо забывать, что местные вставки уже есть в первом мультиплексе, так что локальная информация все-таки каким-то образом присутствует", - парировал Максим Ксензов. Ну, что тут скажешь? Как всегда, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Господа утопающие, пусть не покинет вас надежда.