Фраза «в это неопределенное время» стала настоящим клише этой весной. Ее можно было встретить в исследованиях, рассылках от брендов и рекламных роликах. Медиарынку и рекламной отрасли долго пребывать в таком состоянии не пришлось. Аудитория ждала от них поддержки, актуальной проверенной информации и ответственной социальной позиции. Мы разобрались, как проходила адаптация контента и рекламы на примере телевидения.
Количество рекламных роликов с призывами оставаться дома, беречь здоровье и соблюдать меры социального дистанцирования резко возросло в первую неделю карантина в Москве и других регионах, которые ввели повышенные меры самоизоляции. В период с 30 марта по 5 апреля произошел пятикратный рост таких размещений по сравнению с предыдущей неделей (23–29 марта), сообщили AdIndex в Mediascope. На следующей неделе, 6–12 апреля, количество ситуативных рекламных размещений выросло на 50% по сравнению с первой нерабочей неделей.
В конце марта и начале апреля подавляющая часть роликов с призывами по защите здоровья относилась к общественной кампании по борьбе с коронавирусом. Это, в частности, социальная реклама федерального информационного ресурса СТОПКОРОНАВИРУС.РФ и промо волонтерской кампании #Мывместе.
Вслед за государством наращивали активность и бренды: 6–12 апреля количество роликов тех рекламодателей, которые начали размещать ситуативную рекламу на неделе 30 марта — 5 апреля, выросло почти в 2 раза. Самыми активными в первые две недели апреля были компании из категорий «e-commerce» и «транспорт», еще через неделю к ним подключились бренды из категории «финансы», уточнили в Mediascope.
Крупнейшие селлеры подтверждают, что рекламодатели быстро оценили ситуацию. «Уже в марте мы заметили, как выросло количество рекламных кампаний на наших каналах с призывом оставаться дома, специальными предложениями о доставке и другими актуальными темами. Мы видим возросшую активность со стороны абсолютно разных товарных категорий: продукты питания, корма для домашних животных, сотовые операторы, ритейл, финансовый сектор», — говорит генеральный директор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Екатерина Веселкова.
Увеличение доли ситуативных рекламных роликов наблюдают и в «Национальной Медиа Группе». Наиболее активно адаптируют рекламную коммуникацию компании, которые столкнулись с повышенным спросом на свою продукцию в условиях пандемии или хотят оставаться рядом со зрителями в этот трудный период. В первую очередь это ритейлеры, развлекательные сервисы и телекоммуникационные компании, рассказала представитель медиахолдинга.
На каналах, с которыми работает сейлз-хаус «Эверест», остаться дома или воспользоваться онлайн-услугами призывают Procter&Gamble, Nestle, Alibaba Group, МТС, «МегаФон». X5 Retail Group рассказывает о том, какие меры они принимают для того, чтобы обеспечить безопасность и помочь своим потребителям в эпоху карантина.
По словам руководителя дирекции спецпроектов и спонсорских решений сейлз-хауса ВГТРК Дмитрия Дмитриева, на телеканале «Россия 1» в апреле 2020 г. вырос объем спонсорской рекламы в фармкатегории, а позитивная динамика наблюдается не только к марту 2020, но и к аналогичному периоду 2019 г. В ряде случаев это именно размещения, спровоцированные ситуацией с эпидемией, отмечает Дмитрий Дмитриев.
Представитель ВГТРК также сообщил, что на сегодняшний день на каналах «Россия 1» и «Россия 24» более 60% общего объема социальной рекламы занимают ролики, касающиеся коронавируса и его влияния на жизнь большинства жителей страны.
Время для имиджевых кампаний
Стремительно растет телесмотрение, огромным спросом пользуются видеоконтент, игры и соцсети. Меняются привычки аудитории и, в частности, уходит фрагментарность — у людей появляется возможность смотреть большие программы. Это тот момент, когда бренд может подробно рассказать про себя, например, с помощью спецпроекта на ТВ или в digital, уверена Мария Донских, CEO Dentsu Aegis Network Russia.
«Коммуникация бренда вокруг помощи, единства, развития будет восприниматься хорошо. Сейчас, помимо performance-кампаний, нужно потратиться на имидж и нужно подумать о том, чтобы закрепиться в сердцах, пока у людей есть на это запрос. Бренд надо строить в любом случае. Бренд никуда не девается — его можно потерять за три месяца кризиса, а можно отстроить», — подчеркнула Мария Донских в онлайн-дискуссии «2020: Вызов принят».
Пример разворота и адаптации маркетинговой стратегии — МТС, крупнейший рекламодатель России по версии AdIndex. Телеком-оператор перешел на более имиджевые кампании и начал продвигать быстрорастущие направления (онлайн-концерты, гейминг), чтобы повысить их узнаваемость. Первый вице-президент по клиентскому опыту и маркетингу МТС Вячеслав Николаев характеризует новый подход как «перефокусироваться, а не сворачиваться». По его словам, компания сократила рекламный бюджет, «но не в разы, не на десятки процентов».
Как телеканалы адаптируются к новым запросам аудитории и брендов
Вещатели также призвали россиян оставаться дома и запустили специальные форматы контента и рекламы, к которым охотно подключились бренды.
Так, Nestlé и Газпромбанк поддержали телевизионную трансляцию концерта «Мы вместе», который в кратчайшие сроки организовал канал «Россия 1». Обе компании крайне оперативно отреагировали на предложение о спонсорстве, рассказали в ВГТРК.
«Национальная Медиа Группа» совместно с банком «Открытие» запустили социальный проект «Немаловажный», направленный на поддержку малого и среднего бизнеса. В рамках проекта предприниматели смогут разместить бесплатное рекламное сообщение на ТВ и digital-ресурсах, принадлежащих медиахолдингу.
«Эверест» предлагает брендам участвовать в форматах программ, с помощью которых телеканалы поддерживают зрителей, оперативно дополняет креатив актуальными акцентами, берет на себя посильный продакшен, сообщили в сейлз-хаусе. Селлер также активно тестирует новые форматы, в том числе кросс-медийные: интерактивное телевидение, синхронизация адресных рекламных сообщений в ТВ, web и mobile. Самоизоляция также предоставила шанс «обкатать» технологии интерактивного ТВ (HbbTV) и провести несколько рекламных кампаний с ее применением, добавили в «Эвересте».
Самоизоляция и рост телесмотрения заставили телеканалы пересмотреть программную сетку. При этом изменения затронули не только новостные передачи, которые в первые недели всеобщего карантина ощутили повышенный спрос со стороны зрителей, но и развлекательные. Кроме того, на программирование каналов существенно повлияла остановка съемочного процесса – это также заставило каналы искать новые подходы к созданию контента.
Так, к примеру, СТС возродил шоу «Галилео» с новым ведущим — Владимиром Маркони и адаптировал «Светлые новости от Сергея Светлакова», превратив этот Instagram-проект в телевизионный продукт.
ТНТ перепридумал Comedy Club и выпустил его в новом формате Карантин Style, используя скринлайф-подход при производстве шоу, которое теперь полностью снимается на удаленке. Канал также запустил еще одно шоу — «ТНТ против коронавируса», которое превратилось в еженедельный формат; на видеоплатформе Premier вышел первый ситком на удаленке «#СидЯдома», а на ТНТ4 запустили проект «Сидим дома», основанный на пользовательском контенте. «Телезрители отсняли столько материала, что его хватит на 14 часовых выпусков — то есть UGC обеспечил каналу готовый первый сезон», — рассказал гендиректор канала Гавриил Гордеев.
После окончания карантина у зрителей сохранится лояльность к контенту, к брендам, и они заберут это смотрение туда, где им это удобно, будет ли это смартфон в метро или OTT-платформа, рассчитывает гендиректор «Эверест» Каролина Соколова.
Как эпидемия повлияла на аудиторию российского ТВ
Ограничения, которые ввели по всему миру из-за распространения коронавируса, вернули телевидению былые позиции. По данным eMarketer, в США аудитория традиционного ТВ достигла показателей девятилетней давности, а время просмотра увеличилось впервые с 2012 г.
В России аудитория ТВ уже начала расти во второй половине марта, но самый сильный рост произошел на неделе 30 марта — 5 апреля, которую президент России Владимир Путин официально объявил выходной. По сравнению с первой половиной марта аудитория в Москве и городах с населением более 100 тыс. человек увеличилась практически на четверть, свидетельствуют данные Mediascope. Значительный рост времени просмотра ТВ произошел во всех возрастных группах, а сильнее всего аудитория ТВ выросла в дневное время.
Мирант Киев по материалам: /adindex.ru/news/media...
|