Почему рынок платного ТВ недополучил пользователей после кодирования каналов на спутнике? Как карантин отразился на абонентских базах и доходах провайдеров? Какие угрозы будут актуальны для рынка платного ТВ по завершении карантина?
2020 год должен был стать переломным для рынка платного телевидения в Украине. Кодирование каналов медиагрупп на спутнике, новые модели дистрибуции, рост роялти, готовность пользователей больше платить за услуги телевидения - все давало надежду, что индустрия сможет хорошо заработать. Однако идеальной эта картина не стала. Рынок получил значительно меньше, чем ожидал от кодирования, около 70% абонентов спутникового ТВ остались смотреть российские каналы на бесплатном спутнике. Провайдеры теряют прибыль во время карантина. А отмена спортивных мероприятий на время пандемии ударила по игрокам, заточенных под футбольный контент. О том, что же сейчас происходит с рынком Pay TV, говорили 5 мая представители медиагрупп и провайдеров во время онлайн-встречи, организованной конференцией Telecom Ukraine.
Неоправданные ожидания от кодирования
Первый месяц после кодирования был похож на эйфорию и давал надежду, что 45%, или 2 млн пользователей спутникового ТВ выберут платный тип подключения. К этому медиагруппы и провайдеры готовились больше года. Активность пользователей, которые стремились подключиться к официальным спутниковым операторам, в январе была такой высокой, что медиагруппы перенесли дату кодирования в неделю. Количество абонентов Viasat и XtraTV выросло в разы. XtraTV заявляла о от 700 до 2500 подключений в день, а Viasat говорил о 6 тыс. новых подключений, которые осуществляли в дни «наибольшей нагрузки». Такой же уровень активности DTH-платформы ждали еще в течение 6-9 месяцев.
Однако после январской эйфории пришел февраль, который свел на нет эти перспективы. По словам директора по стратегии и развитию бизнеса «Медиа Группы Украина» Федора Гречанинова, основную проблему для DTH-сегмента составил как раз не карантин, а две «черные даты» февраля. Сначала 21 февраля Верховная Рада поддержала запрос народного депутата Николая Задорожного к президенту Украины о введении моратория на кодирование украинских каналов на спутнике. А дальше 28 февраля Офис президента выпустил релиз о том, что Владимир Зеленский договорился с медиагруппами о запуске некодированных международных версий главных каналов. После каждого из этих событий, как рассказывает господин Гречанинов, подписки DTH-платформ упали вдвое.
«Релиз Офиса президента был сформирован таким образом, что люди подумали, что всё: сейчас основные каналы медиагрупп раскодируются, дальше будет соцпакет или что-то еще. Похоже, что недостаток критического мышления оказывается у людей не только тогда, когда они читают фейки, но и когда они хотят видеть в релизах то, что хотят, а не то, что там написано», - отметил господин Гречанинов. В конце концов, основной технологией - бенефициаром от кодирования ожидаемо стал бесплатный эфир Т2.
По словам руководительницы платформы Viasat Светланы Мищенко, ещё в начале февраля в пик подключений Viasat потерял 20-30% от продаж из-за того, что из Китая из-за пандемии не могла прибыть большая партия оборудования.
«По исследованиям, 20-25% абонентов имели намерение остаться смотреть бесплатный спутник. Что мы получили на выходе? Бесплатный спутник осталось смотреть 70% домохозяйств. Лишь 30-35% распределились по другим типам приёма», - рассказала Мищенко.
Почему так произошло? По её словам, было недооценено влияние российского контента. Также на этот процесс повлиял запуск на спутнике некодированных международных версий каналов медиагрупп. «Четыре открытые версии каналов медиагрупп входят в топ-5 каналов среди аудитории бесплатного спутника, - объясняет Мищенко. - Есть три основные причины, почему мы недополучили пользователей после кодирования. Отличный контент, доступный бесплатно, - это четыре канала медиагрупп. Российский контент, к которому мы не можем даже на законодательном уровне ограничить доступ. И пиратские сервисы».
Мирант Киев по материалам: /detector.media/rinok/...
|