12 июля в Парижском арбитражном суде будет вынесен конечный приговор по поводу иска Общественного вещателя Грузии (ОВГ) против французской спутниковой компании Eutelsat.
Общественный вещатель Грузии обжаловал решение Eutelsat о прекращении спутниковых услуг для вещания русскоязычного телеканала «Первый Кавказский», который создан на базе ОВГ и финансируется государственными средствами.
ОВГ требует от французской спутниковой компании возобновления трансляции программ «Первого Кавказского», а также выплаты штрафа в сумму несколько миллионов евро.
«Первый Кавказский» вышел на спутник 15 января, однако через две недели руководство Eutelsat прекратило спутниковое вещание и предложило перевести грузинский телеканал на другие параметры, которые, согласно ОВГ, значительно сократят аудиторию «Первого Кавказского». Данный факт ОВГ посчитал «неприемлемым». «У нас есть отчет французских специалистов и по их данным, на W7 у нас было бы 8 миллионов телезрителей, а на W2a – только несколько тысяч», заявил по этому поводу Генеральный директор Общественного вещателя Грузии Гия Чантурия. Грузинская сторона считает решение Eutelsat политически мотивированным и обвиняет Россию в давлении на спутниковую компанию.
Дело в том, что «Первый Кавказский» был создан с целью предоставить населению СНГ и Восточной Европы информацию о происходящих событиях на Кавказе и в России, которая была бы «объективной» и являлась бы «алтернативой» информации российских СМИ, которые, как считают в ОВГ, подвержены контролю Кремля. ОВГ пригласил в «Первый Кавказский» ряд российских журналистов, которые известны своей критикой российского руководства.
Представители российской власти негативно отреагировали на создание нового канала. В частности, заместитель министра внутренних дел России Аркадий Еделев заявил российским СМИ, что открытие «Первого Кавказского» является частью «антироссийской пропаганды» и попыткой внедрения «экстремисткой идеологии» на Северном Кавказе.
Вскоре «Первый Кавказский» был отключен от спутника, и это дало повод грузинской стороне связать прекращение спутникового вещания канала со сделкой между «Газпром Медиа Группой» и Eutelsat и обвинить Россию в давлении на спутниковую компанию.
Пресс-спикер президента Грузии Манана Манджгаладзе заявила журналистам, что согласно мнению президента Саакашвили, решение Eutelsat о прекращении спутникового вещания «Первого Кавказского», «является очень опасным прецедентом международной политической цензуры».
«Свободное мнение было блокировано сперва в России, а потом «Газпром» добился установления контроля над многими медиа-средствами на Западе. Попытался создать параллельную реальность, и теперь альтернативное мнение блокируется и за пределами России... Допущение такого прецедента…, в первую очередь, опасно для самой европейской демократии», – заявила пресс-спикер президента.
«Будем надеяться, что на родине демократии и правительство, и политики, и СМИ помогу этому каналу в возвращении в эфир», – добавила Манджгаладзе на пресс- брифинге 2 февраля.
Как сообщает грузинский телеканал «Рустави-2», позицию грузинской стороны разделяют и некоторые представители международной прессы. В частности, во французской газете Liberation было опубликовано письмо подписанное 76 журналистами, которые выразили возмущение по поводу отключения грузинского телеканала от спутника Eutelsat.
В свою очередь, руководство Eutelsat отрицает причастность России к событиям вокруг «Первого Кавказского» и заявляет, что прекращение спутникового вещания «Первого Кавказского» было вызвано тем, что истек срок тестового формата, в котором транслировались программы канала. Eutelsat утверждает, что договор с грузинской стороной о полноценном вещании не оформлялся.
Грузинская сторона категорически не согласна с данной позицией и обвиняет Eutelsat в незаконном расторжении контракта. «Доходы, получаемые компанией Eutelsat от контракта с «Газпромом» составляют примерно €200 млн. Мы платим в год всего €600 тысяч. Конечно, в этом плане «Газпром» является более выгодным клиентом», – отметила заместитель гендиректора ОВГ Майя Бичикашвили в интервью грузинскому телеканалу «Имеди».
Eutelsat утверждает, что подобные обвинения безпочвенны.
Спор вокруг «Первого Кавказского» привлек внимание и руководства Франции. В частности, представитель МИД Франции Бернар Валеро в заявлении от 5-го февраля выразил пожелание, чтобы Eutelsat и Грузия «нашли общий язык».
Грузинская сторона надеется на то, что Парижский суд примет решение в пользу ОВГ. «Конечный приговор суд вынесет 12 июля. И мы ждем, что решение будет в нашу пользу, поскольку не аргументировано, по какой причине заблокировано наше вещание на спутнике W7 и почему его изменили на спутник W2a», – отметил генеральный директор Общественного вещателя, представляя 21 мая отчет парламентским комитетам.
Однако, медиа-эксперт Звиад Коридзе в интервью «Голосу Америки» выразил сомнение по поводу того, что решение Парижского арбитражного суда будет в пользу Грузии. Коридзе утверждает, что проблема вокруг «Первого Кавказского» возникла по вине Общественного Вещателя Грузии. «В начале, между ОВГ и Eutelsat был оформлен меморандум о транслировании передач «Первого Кавказского» в порядке теста. Когда срок формат теста истек, на основе меморандума было необходимо оформить контракт о полноценном вещании, но руководство ОВГ опоздало с оформлением контракта. Этим воспользовалась
«Газпром Медиа Группа», которая действует в интересах Кремля, и закупила все те частоты, которые собирался арендовать ОВГ», – сообщил «Голосу Америки» Коридзе. Более того, Звиад Коридзе утверждает, что когда ОВГ обратился к другим Европейским спутниковым компаниям, оказалось, что те частоты, которые могли обеспечить вещание «Первого Кавказского» на территориях, где проживает целевая группа этого канала, были заняты, и опять российскими операторами. «Естественно, вещание «Первого Кавказского» на территории Северного Кавказа никак не может входить в интересы Кремля, и Кремль воспользовался оплошностью руководства ОВГ. Так что, хоть и сам факт того, что Кремль блокирует вещание телеканала подобным образом, возмутителен, в данном случае, всему виной безалаберность руководства ОВГ», – отметил медиа-эксперт.
Элисо Чапидзе, заместитель главного редактора независимой газеты «Резонанси», заявила в интервью «Голосу Америки», что ей неизвестны детали, о которых говорит Звиад Коридзе, но единственное в чем она уверена, это то, что 12 июля Парижский арбитражный суд вынесет справедливое решение. «Естественно, везде в мире политические и экономические факторы влияют на действия крупных корпораций. Но, в то же время, – факт, что европейский суд независим и его решения бывают необъективными крайне редко, так что я уверена что вынесенное решение 12 июля будет справедливым», – заявила Элисо Чапидзе «Голосу Америки».