Что же является главными драйверами и стимулами изменения бизнес-модели производителей контента и телеканалов.
С развитием технологий изменились способ и культура потребления контента. В 90-х развивалось эфирное телевидение (ТВ), 2000-е стали бумом развития кабельного и спутникового ТВ. В нынешнем десятилетии стремительно развиваются цифровые способы доставки контента, такие как РТV, ОТТ, мобильное видео и тому подобное. Только ленивый и недальновидный может игнорировать влияние YouTube на зрителя.
Так, контент телеканалов становится доступным на все большем количестве носителей и платформ. Для того чтобы он был качественно доставлен к потребителю, его нужно отформатировать. Превратить в различные типы приемов и, в конце концов, контролировать, достигает ли он своего зрителя. А это требует у правообладателей дополнительных инвестиций.
Потребл@я контент телеканала, зритель просматривает рекламу. Для получения прибыли от нее, телеканалы используют метрики телесмотрения. Однако, если зритель смотрит канал на своем смартфоне, использует дополнительные проигрыватели, то фактически он не попадает в общий рейтинг пиплметрии. Контент потребл@ется, но компенсацию за просмотр от рекламы на нем телеканал не получает. И с каждым годом объем такого телесмотрения растет, а объем инвестиций в контент не уменьшается, наоборот - растет. Более того, наш зритель становится более избирательным, ведь для него сегодня информация доступна на различных носителях и в различных форматах. Кто-то любит нишевые каналы, кто-то стремится к web-формам, но вместе с тем требования к контенту не снижаются.
Вот это и является главными драйверами и стимулами изменения бизнес-модели производителей контента и телеканалов. Наконец украинские медиа-группы почувствовали неизбежность перемен и начали ориентироваться на развитие платной дистрибуции.
Сегодня весь мир работает в подобных смешанных формах. Нам повезло, поскольку есть возможность использовать накопленный опыт других территорий, адаптируя лучшие практики.
Уже в 2018 году мы ожидаем кардинальных изменений в развитии рынка Pay-TV в Украине. Весной этого года мы начали диалог с ключевыми провайдерами, чтобы совместно двигать рынок, и понимать, каким образом он может вырасти в следующем году. Одной из ключевых предпосылок является контроль медиа-групп над своим сигналом. То есть, насколько они будут знать и владеть информацией о том, сколько зрителей и в каком способе доставки сигнала принимают наши телеканалы. Медиа-группы заинтересованы в росте абонентской базы украинского рынка, стремясь, чтобы с каждым годом все больше людей переходило на платную подписку. Пусть это будут недорогие, социальные, базовые пакеты, но чтобы зритель гарантированно получал качественный и стабильный сигнал телеканалов. А медиа-группы знали, где и сколько таких зрителей. Одной из предпосылок для таких изменений является кодирование спутникового сигнала телеканалов.
Сегодня треть населения смотрит телеканалы украинских медиа-групп через незакодированный спутниковый сигнал, используя сеттопбоксы ("приставки"). Такой способ приема попадает в пиплметрию, засчитывается в рейтинг телеканалов. Однако отсутствует как таковая платная модель дистрибуции, ведь телезритель не является абонентом того или иного провайдера. Поэтому в начале 2018 украинские медиа-группы планируют закодировать свои каналы и таким образом побудить абонентов переходить к платным провайдерам. И это тот случай, когда большинство игроков медийного рынка придерживаются единой позиции.
Изменения на медийном рынке действительно неизбежны. И этот процесс не зависит от желания или нежелания наших регуляторов что-то менять. Он не зависит от желания отдельных игроков ничего не менять. Он стимулируется зрителями, которые самостоятельно задают темп и направление изменений.
Мирант Киев по материалам: biz.nv.ua/experts/paho...
|