Рулевой двигатель третьей ступени "Протона" отказал из-за повышенных вибронагрузок, заявил журналистам глава Роскосмоса Игорь Комаров.
"Причина нештатного завершения полета "Протон-М" - отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок", - сказал он.
"Отказ имеет конструктивный характер", - подчеркнул Комаров.
Роскосмос примет дисциплинарные и административные меры в связи с аварией ракеты-носителя "Протон-М", добавил глава ведомства.
"Дисциплинарные и административные меры будут приниматься, когда решения будут приняты, вы о них узнаете", - сказал Комаров.
По его словам, что касается запуска "Протона", то те меры которые сейчас разрабатываются, позволят добиться безаварийных пусков в ближайшем будущем. "И одновременно те мероприятия, которые будут касаться улучшения качества на предприятии, помогут решить вопрос, который для очень важен - это безаварийные пуски "Протона", - отметил глава ведомства.
"Вопрос по деньгам не такой большой"
Исправление конструкторских ошибок в последующем производстве "Протонов" не потребует больших затрат, заявил Комаров.
"Вопрос по деньгам не такой большой, поскольку касается конструкции вала и материала из которого будет сделан вал. Материал уже выбран и работа, достаточно серьезная, проведена", - сказал он.
Роскосмос сообщит дату следующего запуска ракеты "Протон-М" в течение июня, сообщил Комаров.
"Дату следующего запуска "Протон-М" Роскосмос сообщит в течение июня 2015 года", - сказал он.
Нештатная работа вала ротора турбонасосного агрегата
Расследование аварии ракеты "Протон-М" и дополнительные проверки позволили выявить окончательную причину аварии - нештатную работу вала ротора турбонасосного агрегата, заявил первый замглавы Роскосмоса Александр Иванов.
"Были проведены дополнительные мероприятия, чтобы оценить каким образом можно скорректировать балансировку ротора турбонасосного агрегата, были проведены различные мероприятия, направленные на то, что все, что мы делаем - верно. Когда пошла работа данной комиссии, мы нашли, что причина носит не производственный характер, а конструктивный. Очень сложный и трудоемкий процесс был, чтобы прийти к этому решению", - сказал он.
Иванов подчеркнул, что с помощью дополнительных экспериментов, которые Роскосмос проводил на заводе-изготовителе, в частности, дополнительный прожиг двигателя и проверки балансировки ротора, был собран достаточный объем информации, чтобы окончательно убедиться в том, что имели место проблемы непосредственно с ротором турбонасосного агрегата, а конкретно с его валом.
Иванов выразил уверенность в том, что меры, которые планирует предпринять Роскосмос, полностью помогут "нам вылечить эту болезнь".
"Агрегат болел давно"
Конструктивный недостаток, который привел к гибели ракеты "Протон-М", стал причиной аналогичной аварии еще в 1988 году, заявил журналистам генконструктор Центра им. Хруничева, изготовившего носитель, Александр Медведев.
"Как мы понимаем, агрегат болел давно, с 1988 года", - сказал он.
По его словам, после анализа ситуации в 1988 и 2015 годах наблюдается схожая картина. "Замене и усовершенствованию будут подлежать не только части турбонасосного агрегата, но и та конструкция, которая его крепит", - сказал Медведев, отметив, что она, как оказалось, воздействует на вибронагрузки.
Он пояснил, что тогда, в 1988 году, авария квалифицировалась как обрыв трубки. "Это следствие. Мы считаем, что с учетом новой информации - это повышенная вибрация", - резюмировал представитель Центра.
Пожары в Забайкалье мешают найти остатки ракеты
Пожары в Забайкальском крае мешают найти остатки ракеты "Протон-М", рассказал Медведев.
По его словам, в ходе расследования причин аварии ракеты "Протон-М" были организованы специальные выезды в Воронеж, на "Воронежский механический завод", где производился двигатель, также были организованы выезды на предполагаемые места падения "Протона".
"К сожалению, там сейчас идут пожары, мы видели отдельные фрагменты ракеты. По возможности, мы представим специалистам материальную часть", - сказал он.
Мирант Киев по материалам: tass.ru/kosmos/2006055...
|