"Яндекс" намерен инвестировать в стартапы. Компания запустила программу "Яндекс.Фабрика", в рамках которой финансирование могут получить как российские, так и зарубежные проекты. Потенциально интересный проект может рассчитывать на инвестиции в размере $50-150 тыс.
"Яндекс" будет инвестировать в стартапы, которые потенциально интересны компании и находятся на "посевной" или ранней стадии развития. По словам менеджера проектов в департаменте развития бизнеса компании Ксении Ёлкиной, на данный момент это новые сервисы для широкой аудитории, мультимедийные технологии (распознавание лиц, штрихкодов, объектов на картах, 3D-моделирование объектов для карт, анализ и синтез речи и пр.), все, что связано с определением местоположения пользователя, анализ и структурирование персонального и общего информационного потока, например, с использованием технологии извлечения данных, методики изучения поведения пользователей в Интернете, рекламные технологии, новые интерфейсные решения, а также обработка и представление данных в различных областях.
Для участия в "Яндекс.Фабрике" проект можно представить компании или партнерам. "Яндекс" уже договорился с Greenfield Project, бизнес-инкубаторами ВШЭ и АНХ, "Кубком техноваций" МФТИ и Startup Point. Проект, заинтересовавший "Яндекс", может рассчитывать на финансирование в размере $50-150 тыс.
"Наш бюджет на инвестиции достаточно обширный, мы рассматриваем предложения с верхним пределом требуемого финансирования до нескольких сотен тысяч долларов, - сообщила репортеру ComNews Ксения Ёлкина. - В ближайшем будущем планируем стратегические инвестиции. Мы только начинаем экспериментировать с венчурным рынком и предпочитаем работать с проектами из тех областей, в которых сами хорошо разбираемся". В дальнейшем "Яндекс" может выкупить наиболее успешные проекты.
Со стартапами "Яндекс" работает с июня 2010 г. За это время компания приобрела технологии сервисов WebVisor и Loginza. В сентябре прошлого года "Яндекс" приобрел долю в израильской компании Face.com, разрабатывающей технологии распознавания лиц. В рамках второго раунда по привлечению инвестиций Face.com получила $4,3 млн от "Яндекса" и инвесткомпании Rhodium (см. новость на ComNews от 28 сентября 2010 г.).
Интернет-компании не раз заявляли о своем интересе к стартапам. "Мы внимательно мониторим рынок на предмет появления перспективных проектов и готовы оказать таким проектам консультационную, маркетинговую, рекламную поддержку, - комментирует вице-президент по маркетингу Mail.Ru Group Ольга Бруковская. - Кроме того, мы активно формируем на базе проектов Mail.Ru Group инфраструктуру, позволяющую независимым бизнесам зарабатывать самостоятельно, без продажи нам доли в своей компании. Эта модель сотрудничества, на наш взгляд, является очень перспективной. В частности, API "Моего мира" и "Одноклассников" дает возможность сторонним разработчикам создавать приложения для этих социальных сетей и получать серьезную прибыль".
По данным ИХ "Финам", в 2010 г. в российские стартапы было инвестировано около $280 млн. "Цели инвесторов могут быть различными. Крупные интернет-компании, как правило, вложения в стартапы осуществляют для того, чтобы интегрировать их с уже существующими сервисами, повысить общую эффективность, предоставить дополнительные услуги, - считает аналитик холдинга Татьяна Земцова. - Это более половины инвестиций на сегодняшнем рынке. Инвестиции с целью перепродажи более характерны для фондов и инвестиционных компаний".