Минкомсвязи предлагает разрешить российским операторам, владеющим спутниками вещания и связи, арендовать и импортировать зарубежные космические аппараты. Об этом говорится в проекте постановления, опубликованном на сайте министерства. Формально это не запрещено и сейчас, но постановление правительства № 88 от 2000 г. предписывает использовать спутники, построенные по Федеральной космической программе, т. е. однозначно российского производства, объясняет гендиректор «Сетьтелекома» Сергей Пехтерев.
Сейчас группировками спутников связи и вещания в России распоряжаются ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и «Газпром космические системы». Их представители вчера не комментировали проект Минкомсвязи.
Этот документ появился после того, как потерпели аварии несколько спутников «Информационных спутниковых систем» (ИСС) им. Решетнева, обращает внимание топ-менеджер одного из клиентов ГПКС. В 2006 г. вышел из строя спутник «Экспресс-АМ11» (в итоге без телевидения временно остался Дальний Восток), в июне 2008 г. частично утратил работоспособность «Экспресс-АМ2», а с апреля 2010 г. невозможна коррекция орбиты «Экспресс-АМ1». По оценке собеседника «Ведомостей», стоимость каждого «Экспресса» — $100-150 млн.
Либерализация рынка спутников не повлияет на планы ИСС, уверена представитель компании Светлана Башкова: ИСС — третий в мире производитель спутников по количеству международных контрактов, и приход западных конкурентов ему не страшен.
Переход вещания на западные спутники вряд ли снизит тарифы на распространение сигнала, сомневается гендиректор «Триколор-ТВ» Вячеслав Мордачев. Зато повысится надежность, надеется он.
Получить комментарии у зарубежных производителей спутников Thales Alenia, Astrium и MDD вчера не удалось.