По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на начало 2016 г. информация, передаваемая по центральным российским телеканалам, лидирует в рейтинге доверия СМИ. Ей доверяют 75% россиян. Такие данные расходятся с результатами исследования "РосИндекс", проведенного аналитической компанией Ipsos Comcon. В аналитической компании отмечают, что доверие россиян к информации на ТВ в прошлом году оказалось рекордно низким: этот показатель упал до 33% во втором полугодии 2015 г. Аналитики считают, что противоречие в цифрах может возникать из-за специфики подсчета опрошенных граждан.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ провел 16-17 января 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки составил 1,6 тыс. человек. ВЦИОМ опубликовал индекс доверия россиян разным видам СМИ. Как говорится в исследовании, индекс доверия СМИ анализировался в пунктах. Чем выше значение индекса, тем выше доверие. Индекс стоился на основе вопроса "Доверяете ли Вы следующим средствам массовой информации?" как разность положительных и отрицательных ответов. Индекс может меняться в диапазоне от минус 100 до 100 пунктов.
По данным аналитиков, индекс доверия к центральным федеральным каналам составляет сегодня 52 пункта. В прошлом году этот показатель равнялся 53 пунктам, как и в 2007 г. При этом, индекс доверия к региональному и местному ТВ - 37 пунктов. Индекс же доверия к федеральной прессе - всего 12 пунктов, тогда как в 2015 г. этот показатель достигал 22 пунктов.
Абсолютным аутсайдером, по результатам исследования, являются зарубежные СМИ: телепередачи, газеты, журналы. Индекс доверия к ним лежит глубоко в области отрицательных значений (минус 42 пункта).
В исследовании ВЦИОМ также приводятся данные опроса, который строился по принципу - закрытый вопрос, один ответ по каждой строке. Подсчитывался процент от всех опрошенных в 2016 г. Согласно данным этого опроса – совокупно три четверти россиян (75%) выразили доверие информации, получаемой по федеральным телеканалам.
"Высокий уровень доверия к телевидению подтверждается еще и тем фактом, что в случае наличия противоречивой информации о каком-либо событии в различных СМИ, именно телевизионному сюжету скорее поверит более половины граждан (53%) – однако в последние несколько лет наблюдается снижение этой доли (с 60% в 2013 г.). Предпочтение сайтам и блогам в этом вопросе отдадут 22% опрошенных. В то же время таким традиционным средствам массовой информации, как радио (3%), газеты (2%) и журналы (менее 1%) респонденты готовы довериться не столь охотно, как "сарафанному радио" (7%)", - говорится в материалах исследования ВЦИОМ.
Данные ВЦИОМ относительно доверия к информации, получаемой по ТВ, в значительной степени расходятся с результатами, полученными аналитической компании Ipsos Comcon. Согласно опубликованному в апреле этого года исследованию "РосИндекс", доверие россиян к информации на ТВ рекордно упало.
Отправным пунктом исследования "РосИндекс" стал 2012 г., тогда телевидению доверяли 38% опрошенных граждан. Пик доверия у россиян пришелся на 2014 год - россияне доверяли ТВ также, как и Интернету: в первом и во втором полугодии 2014 года по 42%. А вот в 2015 году уровень доверия упал на 7 процентных пунктов в первом полугодии и на 2 процентных пункта во втором, составив 33%, что приблизило этот показатель к 2001 г.
Как сообщили ComNews в Ipsos Comcon, доверие к информации по ТВ в 2001 г. составляло 34%, затем в 2002 г. оно повысилось до 48% и держалось на уровне 42-48% до 2007 г. В 2008 г. на волне кризисных настроений доверие к телевидению упало до 38%.
"Специфика и методика подсчетов у нас действительно разная: мы в нашем исследовании меряем доверие к СМИ от аудитории конкретного медиа (так, например, если человек не смотрит телевизор, мы не будем учитывать его ответ о том, доверяет ли он информации на ТВ или нет). И в этом кроется самая большая разница. Например, люди старшего возраста заметно меньше доверяют информации в Интернете, при этом чаще всего им не пользуясь", - сообщил ComNews руководитель проектов Ipsos Connect Евгений Гамза.
По его словам, доверие к ТВ снижается, и снижается уже довольно давно.
"На какое-то время процесс приостановился и даже обратился в 2014 г. (на волне всеобщего подъема патриотизма, ТВ на какое-то время вернуло себе популярность и лояльность аудитории). Однако сейчас ажиотажа уже нет, и тренд снижения доверия снова имеет место", - сказал Евгений Гамза.
Если же обратиться к показателю телесмотрения, не противопоставляя его уровню доверия, а давая оценку лишь по показателям измерения просмотра ТВ, то здесь все довольно стабильно, считают в исследовательской компании "TNS Россия".
"В среднем житель России (города с населением более 100 тыс. человек) смотрит ТВ около 4 часов в день, хотя, конечно, показатель значимо разнится среди разных возрастных групп - от 2,5 часов по наиболее молодым зрителям до 6 часов среди зрителей старше 55 лет. Среди всего населения эта цифра была стабильной многие годы, но с весны 2014 года произошел довольно существенный для такого показателя прирост - в результате среднесуточное время просмотра ТВ в 2014 г. увеличилось на 5 минут по сравнению с 2013 г. Этот прирост целиком объясняется интересом только к одному жанру - новостям. В 2015 г. объем просмотра ТВ сохранился примерно на уровне 2014 г., снижения не наблюдается", - рассказала ComNews руководитель отдела аналитики и консалтинга департамента телевизионных измерений "TNS Россия" Ирина Суанова.
По информации экспертов, в минувшем году на телевидении не было и существенных изменений в рекламной сфере.
"Судя по результатам 2015 г., рекламодатели для достижения своих целей предпочли рекламу на ТВ, на которую пришлось 42% всех расходов на рекламу", - сообщил ComNews академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский, добавив, что по итогам 2015 г. реклама на ТВ (объем этого рынка - 136,7 млрд руб.) остается лидером российского рынка рекламы.
Мирант Киев по материалам: www.comnews.ru/node/10...
|