В пятницу Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила использовать
радиочастоты диапазона 1800 МГц для сотовой связи на борту самолетов.
Однако пользоваться мобильными телефонами абоненты смогут лишь на высоте
не менее 3 тыс. метров. На меньших высотах – при взлете и посадке –
связь будет недоступна, чтобы не создавать помех бортовой аппаратуре.
Как
ранее сообщал ComNews, в конце марта 2008 г. норвежская компания
Telenor объявила о запуске системы AeroMobile авиакомпанией Emirates.
Позже французский авиаперевозчик Air France также начал предоставлять
услуги мобильной связи на некоторых рейсах. Теперь же услуга сотовой
связи в самолетах будет доступна и в России.
Согласно решению
ГКРЧ от 19 февраля 2010 г., в самолетах можно пользоваться сотовыми
телефонами, поддерживающими стандарт GSM-1800. Сотовые телефоны могут
использоваться на высоте не менее 3 тыс. м, а на высоте менее 3 тыс. м
базовые станции GSM на борту самолета должны автоматически выключаться.
"Решение позволит внедрять такие системы на бортах воздушных судов при
получении соответствующих частот", - пояснил руководитель секции
Национальной радиоассоциации Виктор Глушко. Кроме того, по его словам,
чтобы предоставлять услуги сотовой связи, операторам придется получить
дополнительное разрешение на использование линии "борт-спутник-земля"
(связь между наземной базовой станцией и самолетом).
Заместитель
министра связи и массовых коммуникаций России Наум Мардер подчеркнул,
что тарифы на услуги связи в самолетах сотовые операторы будут
определять самостоятельно. "Мы разрешили применение этих услуг, -
прокомментировал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. -
Тарифы – это вопрос количества абонентов. Если будет небольшой голосовой
поток, то услуга будет дорогая. Понятно, что на первых порах это будет
услуга класса "люкс".
Операторы "большой тройки" заинтересованы в
развитии сотовой связи в самолетах. "МегаФон" планирует в этом году
начать предоставление такого сервиса на бортах средне- и
дальнемагистральных лайнеров, - рассказал репортеру ComNews руководитель
департамента бизнес-коммуникаций ОАО "Мегафон" Роман Проколов. -
Наиболее востребованным сервисом при полетах, по нашей оценке, станет
скоростной доступ в Интернет (развлечения, информационные ресурсы,
электронная почта и т.д.)".
"Мы заинтересованы в развитии
авиационного роуминга и сейчас ведем переговоры с авиакомпаниями о
возможности предоставления такого сервиса", - заявила пресс-служба ОАО
"Мобильные ТелеСистемы" (МТС). "Уже более двух лет "ВымпелКом" работает в
направлении предоставления услуг сотовой связи в самолетах, сотрудничая
с компаниями OnAir и AeroMobile, - отметила пресс-секретарь оператора
связи Ксения Корнеева. - Нам интересна эта аудитория пользователей, и мы
заинтересованы в дальнейшем развитии в этой области".
Помимо
разрешения на использование сотовой связи в самолетах, ГКРЧ разрешила
использовать частоты 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для сотовой связи GSM
на борту российских морских судов. Кроме того, комиссия выделила
радиочастоты 63-64 ГГц для радиоэлектронных средств интеллектуальных
транспортных систем. Как рассказал на заседании ГКРЧ заместитель
начальника ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" Сергей Пастух,
эти системы предназначены для обмена информацией во время движения
автотранспорта между аппаратурой на борту автомобильного транспорта и
центрами обработки данных в компаниях и организациях. "Системы
направлены на снижение аварийности, - отметил Сергей Пастух. - Базовые
станции устанавливаются вдоль дорог и на автомобилях".
|