Последние год-полтора наша страна, по данным
исследований Satellite Monitor компании SES ASTRA, является наиболее
быстрорастущим европейским рынком спутникового телевидения. Прирост
украинских домохозяйств, принимающих телесигнал посредством спутниковой
антенны, составил в прошлом году более 200%, а их количество перевалило
за 2 млн.
Уровень распространения
спутникового ТВ в Украине вырос в 2008 г. более чем на 200%, до 2,4
млн. домохозяйств (по данным исследования Satellite Monitor), а
количество семей, пользующихся услугами традиционного эфирного
аналогового телевидения, сократилось на 18% и составило 10 млн.
домохозяйств. Численность домашних хозяйств, подключенных к кабельным
сетям, выросла на 6% и составила 5,5 млн. семей. В то же время, по
словам старшего менеджера по развитию рынка SES ASTRA Кристофа Лиммера,
в конце прошлого года еще почти 2 млн. украинцев намерены были
приобрести спутниковую антенну в ближайшие 12 месяцев. «Как показывает
практика, около 60-70% респондентов действительно реализовывают свои
намерения. Это дает нам право говорить о том, что количество украинских
семей, имеющих спутниковые тарелки, увеличится в этом году еще более
чем на 1,2 млн.»,— отмечает господин Лиммер.
Некоторые эксперты
относятся к данным цифрам несколько скептически, считая их слишком
оптимистичными. Поводом для этого служат данные Госкомстата, согласно
которым проникновение спутникового телевидения в Украине составляет
чуть более 10%, что означает около 1,7-1,8 млн. домохозяйств. «Из-за
кризиса сейчас наметился спад роста проникновения спутникового ТВ. При
этом уже можно говорить о некой насыщенности рынка, ведь те люди,
которые могли себе позволить приобрести соответственное оборудование,
уже сделали это. К тому же
спутниковое телевидение до сих пор является
как бы дополнительной услугой к эфирному и кабельному телевидению из-за
того, что ни один оператор так и не смог собрать в доступном для
населения пакете все украинские телеканалы, многие из которых
присутствуют на спутнике лишь в кодированном доступе или не
присутствуют вообще»,— говорит независимый эксперт Александр Глущенко.
Своеобразный
бум спутникового ТВ в Украине объясняется несколькими причинами. Прежде
всего, этому способствовал запуск собственных DTH-платформ сразу двумя
операторами платного спутникового телевидения в прошлом году. Речь идет
о компаниях Vision TV (ТМ Viasat) и «Поверхность», которые не только
начали активно продвигать собственные услуги, но и формировать
положительный имидж спутникового телевидения как достойной альтернативы
кабельным сетям. С интересным ценовым предложением, главной целью
которого было подключение к услуге людей, уже имеющих тарелку и
смотрящих телеканалы в бесплатном доступе, в конце прошлого года
выступила компания «НТВ-Плюс Украина». Активная маркетинговая политика
трех основных операторов способствовала не только росту количества
спутниковых подключений, но и более серьезному подходу к исследованиям.
Возможно, именно последний фактор является определяющим условием столь
стремительного роста. До выхода на рынок операторов платного
спутникового ТВ к вопросу подсчета количества спутниковых антенн в
стране подходили спустя рукава.