Вчера, 15 октября 2009 года, в Москве состоялся
Пятый форум «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты», проводимый
Ассоциацией кабельного телевидения России и выставочной компанией
«Мидэкспо» при участии Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Основными темами для обсуждения стали последствия для рынка Указа
Президента РФ о бесплатных вещательных каналах, а также изменений,
вносимых в Законы «О СМИ» и «О связи». Как выяснилось в рамках
мероприятия, на данный момент ситуация осложняется несогласованностью в
терминологии и неопределенностью ситуации с бесплатным пакетом
обязательных каналов и правилами присоединения.
Юрий
Припачкин, Президент Ассоциации кабельного ТВ России, в рамках круглого
стола «Вопросы нормативно-правового регулирования рынка
телерадиовещания в условиях перехода на цифровое вещание», ставшего
частью V форума «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты», отметил, что на
данный момент вопрос перехода на цифровое вещание стоит очень остро.
Также много вопросов у игроков рынка возникает касательно
взаимоотношений цепи вещатель – оператор – абонент или пользователь.
Регулятор же со своей стороны пытается найти ответы на ряд таких
вопросов, в том числе за счет создания специальных рабочих групп,
которые готовят поправки к законам, касающимся работы кабельных
операторов и телевещателей.
На
круглом столе выступил Максим Ксензов, начальник регистрации и
лицензионной работы в сфере массовых коммуникаций, Федеральная служба
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций, рассказал о том, на каком этапе на данный момент
находится процесс формирования законодательной базы для цифрового
вещания. В частности, идет работа над формированием правил и механизмов
лицензирования участников вещательного процесса, который планируется
ввести до 2015 года. Также появилось такое понятие, как «агрегатор»,
однако характеристики этого понятия пока находятся на стадии обсуждения.
Что
касается лицензирования, то особые нюансы будут касаться
преимущественно касаться второго и третьего мультиплексов каналов, а с
первым мультиплексом все уже достаточно определенно. Так, для каналов,
входящих во второй и третий пакеты, на данный момент рассматриваются
две схемы лицензирования – федеральная и локальная, причем вторая
ориентирована именно на то, чтобы сохранить региональных вещателей.
Также
на данный момент, по словам г-на Ксензов, идет проработка моделей
взаимодействия вещателей, операторов и абонентов. В том числе, к работе
привлекаются представители рекламных агентств, при общении с которыми
можно рассмотреть бизнес-модель взаимодействия.
Наталья
Ромашова, заместитель директора правового департамента Министерства
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, отметила, что
изменения в нормативных актах необходимо на первом этапе перехода к
цифровому телевидению. Так, появление перечня общероссийских
вещательных каналов, которые должны быть бесплатными, в том числе, и в
сетях кабельного ТВ, требует внесения поправок в Закон «О связи». Также
поправки должны обозначить некоторые правила присоединения: оно должно
осуществляться только на основе согласия вещателя, а запрет на
присоединение может быть связан с несоответствием территории
распространения. Значимым является введение понятия «трансляция», так
как оно позволит более четко разграничить вещателя и оператора. Также
изменения будут внесены в Закон «О СМИ».
Наиболее
актуальной на данный момент, по заявлениям участников круглого стола,
является проблема бесплатного предоставления первого пакета каналов. На
данный момент схема взаимодействия участников процесса представляется
такой. Вещатель имеет лицензию на эфирное вещание и распространяет
сигнал, оператор осуществляет доставку сигнала к абоненту и
поддерживает сеть, а абонент в свою очередь платит за техдоступ и
обслуживание сети. При этом вещатель получает прибыль от рекламодателя.
Данная схема сразу вызвала недоумение у присутствующих: в частности,
возник вопрос о том, что оператор, по сути, будет предоставлять рекламу
бесплатно.
Илья
Пономарев, Председатель подкомитета по технологическому развитию
Государственной Думы РФ, член Комитета по информационной политике,
информационным технологиям и связи, сказал, что ситуация стала все
более запутанной, особенно после публикации Указа Президента. Уже
нельзя отрицать вопроса о судьбе региональных компаний. Все нынешние
решения неминуемо приведут к перемещению «рекламных» денег, а
соответственно изменится вся схема работы участников рынка.
Уже
существует неравенство между каналами, которые попали или не попали в
«обязательный» пакет. У последних, в частности, нет обязательных затрат
на строительство сети, но им все равно как-то необходимо доносить
контент до пользователя, а соответственно эта проблема неминуемо
встанет перед ними. Работа над решение возникших вопросов в нормативном
порядке, по словам спикера, идет очень вяло: предложение было внесено в
Госдуму еще в январе текущего года, но особых подвижек пока нет.
«Выкрутить руки участникам рынка легче, чем депутатскому корпусу, -
прокомментировал г-н Пономарев. – Возможно, такие действия регулятора
оздоровят рынок, многие будут вынуждены изменить бизнес-модель, но пока
перспективы не очень ясны».
Владимир
Лившиц, советник президента «Национальной Ассоциации Телевещателей»
(НАТ), руководитель информационно-аналитического центра НАТ, рассказал
о своем видении ситуации. Так, в основе перехода на цифровое вещание
лежит сочетание общероссийских и региональных каналов, однако если
первые, по сути, перечислены и определены, то на «звание» вторых могут
претендовать 18-22 канала – по территориальным и аудиторным
ограничениям. Поэтому с региональными каналами пока ситуация до конца
не ясна.
В связи с
этим существует, по мнению г-на Лившица, 2 основные проблемы: судьба
региональных провайдеров и эволюция последней мили. На данный момент
вещательный ландшафт в России очень разнообразен: вещатели отличаются
друг от друга, но при этом региональные компании преимущественно
являются партнерами крупных вещателей в регионах. В связи с этим
возможны три модели развития, которые на данный момент и
прорабатываются, в том числе с точки зрения финансового обоснования
бизнес-модели. Что касается вопроса «рекламных» денег, то, как
рассказал спикер, проектами предполагается наличие региональных
«врезок» информационного или рекламного характера, что позволит
существовать и компаниям, которые не попадут во второй и третий
мультиплексы. Кроме того, такие компании могут перейти в категорию
производителей контента, потребность в котором будет все больше расти,
так как вещатели будут преимущественно заниматься вещанием, а не
созданием контента.
Однако
открытым остается вопрос о том, выдержат ли региональные компании
испытание ситуацией, смогут ли оплатить услуги связи, будут ли их
предложения востребованы. Были предложены несколько параметров, по
которым можно будет определять состоятельность компании, среди них –
наличие собственных программ, их тематика и социальная значимость,
гарантии оплаты услуг связи и так далее. Также возможен вариант
создания в каждом регионе одного регионального вещателя с участием
РТРС, который и будет претендовать на вхождение во второй или третий
пакет каналов. Что касается последней мили, то проникновение и
распространение телекоммуникационных услуг может привести к тому, что
наземное вещание станет нишевым, уступив место кабельному и
спутниковому вещанию.
Генеральный
директор ОАО «МИТЦ» Алексей Попов отметил, что основной проблемой на
данный момент является отсутствие единой понятийной базы. Так,
необходимо разграничивать такие термины, как «вещатель», «оператор»,
«агрегатор», «производитель». Именно терминологическая размытость, по
его мнению, привела к вопросам по поводу «бесплатности» общероссийских
каналов.
Два
московских оператора – «Акадо» и НКС – транслируют в открытом пакете
около 30 каналов, причем, абонентская плата за них такова, что
представляет собой плату за техподдержку. При этом по разным причинам,
в том числе, техническим, сложно выделить только 8 каналов и
предоставлять их отдельно. Как решить конкретную ситуацию здесь – не
понятно.Также сложно будет, по словам г-на Попова, объяснить
«бабушкам», что на самом деле придется платить за эти каналы.
Михаил
Силин, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России,
президент группы компаний «Акадо», также отметил неразбериху с
понятийным аппаратом. В частности, проблемы с формулировками одного
понятия ведут к тому, что возникает потребность в новых терминах или
уточнениях. Так случилось с «трансляцией», «агрегтором»,
«распрострннием» и «доставкой» и так далее.
Все
это ведет к возникновению ряда рисков. Первый связан с взаимодействием
кабельных операторов с вещателем, второй – непонимание между оператором
и абонентом, также могут возникнуть налоговые риски. В частности, остро
стоит вопрос о том, что при нынешних формулировках о «бесплатных»
каналах абонентом может быть подан иск в суд и не известно, что решит
судья.
Вопрос о
присоединении также еще не прояснен. Под присоединением можно понимать
два процесса: первый предполагает любое получение транслируемого
контента, а второй – физическое присоединение к сети. Спикер отметил,
что необходимо выбирать вторую формулировку, так как если есть
физическое присоединение сети – оператор обязан платить, но при этом
остается свобода выбора путей получения контента.
Подводя
итоги круглого стола, г-н Припачкин отметил, что доля собственно эфира
становится все меньше. Так, к 2015 году из всех домохозяйств около 30
млн будут охвачены кабельным ТВ, около 10-15 млн – спутниковым ТВ, а на
«эфир» будет приходиться лишь 3-4 млн домохозяйств. Соответственно, без
поддержки регулятора «эфир» не выдержит конкуренции. Неоспоримым
преимуществом кабельного оператора в данном случае является наличие
обратного канала, дающего дополнительные возможности, плюсом
спутниковых операторов – количество каналов.
В
рамках форума также прошло несколько юридических дискуссий, которые
были посвящены обсуждению отдельных вопросов, поднятых в рамках
круглого стола «Вопросы нормативно-правового регулирования рынка
телерадиовещания в условиях перехода на цифровое вещание».