Украинские кабельные операторы и производители телевизионных каналов попытаются в этом году обеспечить себе дополнительный заработок. Они начнут продавать HD-программы потребителям
Однако пока не так много телевизоров поддерживают этот стандарт высокой четкости (HD, High Definition). Кроме того, как показывает практика, украинцы в общей массе пока не готовы платить за ТВ.
Ахметов и Янукович делают HD-контент…
В 2012 году крупные медиахолдинги, в частности ТРК «Украина» Рината Ахметова и группа «Интер» а также каналы, попавшие под контроль людей из власти, начинают выпускать на рынок дорогие телевизионные продукты в стандарте высокого разрешения (HD).
Раньше в этом стандарте ТВ-программы предлагали только международные каналы такие, как National Geographic, Outdoor Channel HD, Travel Channel HD, Fashon One HD и пр.. Теперь появляются и отечественные продукты: в HD уже появился канал «Тонис» (медиаэксперты связывают его с Александром Януковичем), а к лету HD-версию запустит канал «Футбол» (входит в группу «Украина»).
Новые каналы в высоком разрешении на подходе. Напомним, что Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещения в августе 2011 года определил 8 компаний, получивших право вещать в HD в общенациональной цифровой эфирной сети «Зеонбуда». Группа «Интер» тогда получила места под 4 канала, а СКМ – под два, по одному HD-каналу получили право вещать «Тонис» и «Банковское ТВ» Нацбанка.
Примечательно, что из вышепечисленного списка, кроме «Тониса», HD-каналы за полгода пока никто не доделал. Как недавно заявил гендиректор «Зеонбуда» Виктор Галич, на этот вид вещания в сети пока не было подано ни одной официальной заявки.
Отметим, что в сети эфирного ТВ этого оператора, который к 2013-2015 гг после отключения аналогового вещания окажется полным монополистом на своем рынке, сейчас в общей сложности есть места на 10 HD-каналов. Вполне вероятно, что «Зеонбуд» будет продавать эти каналы в отдельном платном пакете.
…а «Воля» их ждет
Кабельные операторы тоже не прочь подзаработать на HD. Гендиректор крупнейшего в стране оператора «Воля» Эрик Франке вчера сообщил, что в этом году в 14-ти городах на развитие HD и цифрового ТВ компания потратит 100 млн грн. «В каждом городе, где начнем показывать HD-телевидение, мы должны добавить новое оборудование. Мы рассчитывает на то, что большая часть наших клиентов будет смотреть HD-каналы. Возможно, вначале предложим всем нашим клиентам по одному бесплатному промоканалу в этом качестве», - отметил Франке.
В общей сложности будет доступно 8 каналов в качестве высокой четкости. «Мы продолжаем искать такой контент: спорт, туризм, кино… Это наша постоянная работа», - говорит Франке.
Весной «Воля» включит HD-пакеты в Харькове, Днепропетровске, Полтаве, Севастополе, Львове, Сумах и Донецке. До конца лета HD появится в Хмельницком, Херсоне, Черкассах, Ровно, Запорожье и Кривом Роге. Сейчас у «Воли» эта услуга работает только в Киеве. Ей пользуются пока далеко немногие.
HD-телевизоров становится много…
Представители операторов платного ТВ связывают непопулярность HD в первую очередь с тем, что далеко не у всех украинцев телевизоры поддерживают функцию HD или HD-Ready. По оценкам Эрика Франке, у более 100 тыс абонентов «Воли» есть возможность смотреть HD на своих домашних экранах. При этом оператор обслуживает в общей сложности 1,5 млн кабельных клиентов в 20 городах. Генеральный директор компании Viasat (спутниковое ТВ) Оксана Ферчук заявила, что по их оценкам, около 35% абонентской базы Viasat уже обзавелись HD-экранами.
При этом менеджеры отмечают, что ситуация быстро меняется. По их данным, в пошлом году половина проданных в рознице телевизоров поддерживала стандарт высокой четкости. «Мне известно, что такой производитель как Sumsung в 2011 году вообще не продавал телевизоров без этой функции», - добавила Ферчук.
Слова менеджеров подтверждают данные профильных экспертов. Как рассказал «Комментариям» эксперт компании GfK Ukraine Андрей Осадчий, в прошлом году в стране было продано около 1 млн 250 тыс штук телевизоров с плоским экраном: LCD и Plasma. «Лишь немногим менее половины всех телевизоров продавались с Full HD экранами, что превышает уровень 2010 года, когда доля таких устройств была чуть больше трети», - отмечает он.
… но не так много, как хотелось бы
По подсчетам «Комментариев», за последние 2 года в Украине было продано в общей сложности около 1 млн телевизоров с функцией изображения в высокой четкости. Ранее продажи таких устройств были очень незначительными. Согласно исследованию Satellite Monitor, по состоянию на конец 2010 года в Украине 17,25 млн. домохозяйств, имеющих «зомбоящики». Таким образом, только около 6% украинских семей могут сейчас смотреть четкое кино. Конечно, для коммерческого успеха операторов этого пока не достаточно.
Бизнесменов может смутить и еще одна неприятная закономерность: наши граждане пока не готовы платить за дорогие телевизионные продукты. Это хорошо демонстрирует рынок спутникового ТВ. Так, по данным Viasat, в жители страны пользуются около 3 млн тарелок. И лишь около 300 тысяч их них платит медиа-операторам за прием сигнала. Остальные предпочитают смотреть открытые или раскодированные пиратским методом каналы.