Правительство знает, кому продаст «Укртелеком». Такой вывод напрашивается после знакомства с условиями приватизации крупнейшей телекоммуникационной компании страны, опубликованными вечером 12 октября.
Условия отсекают от участия в конкурсе многих потенциальных покупателей, зато значительно облегчают процесс приобретения монополиста двум крупным холдингам: российской АФК «Система» и отечественной СКМ Рината Ахметова
Открытый конкурс с закрытым участием
Приобрести «Укртелеком» не могут компании, у которых более 25% капитала прямо или опосредованно принадлежит какому-либо государству. В такую категорию подпадают одни из самых авторитетных телекоммуникационных компаний мира: немецкая Deutsche Telecom, норвежская Telenor, шведско-финская TeliaSonera и российская «Ростелеком».
Купить «Укртелеком» не смогут и компании, у которых доля доходов на украинском телеком-рынке превышает 25%. Такое условие выбивает из конкурса «Киевстар», доходы которого в прошлом году составили 11,59 млрд грн – 26,8% всего рынка.
Правительство оправдывается: в законе о приватизации есть норма, запрещающая участие в конкурсе компаниям с госдолей более 25%. «Были дискуссии, относится ли это только к Украине или ко всем странам. Однако согласно закону об иностранных инвестициях, у нас равенство между отечественными и иностранными инвесторами, поэтому их тоже касается», – объяснил глава Фонда госимущества Александр Рябченко на пресс-конференции 13 октября.
Правда, он добавил, что ограничение по доле в доходах рынка стало компромиссом, достигнутым в ходе дискуссии комиссии по продаже «Укртелекома». Стартовая цена «Укртелекома» – 10,5 млрд грн. Директор департамента инвестиционно-банковских услуг Dragon Capital Максим Нефьодов считает, что финальная цена продажи «Укртелекома» не будет сильно отличаться от стартовой, но срок проведения конкурса (аукцион назначен на 28 декабря) ограничит возможности участия некоторых потенциально заинтересованных покупателей. «У многих компаний бюджеты на инвестиции к этому времени могут быть уже освоены, что затруднит быстрое нахождение источников финансирования», – объясняет он.
Ссылка на закон о приватизации и одновременно на компромиссы вызывают сомнения в искренности продавцов госкомпании. «К сожалению, не озвучена цель приватизации – задача, которую она должна решать. Если бы задача стояла получить больше средств для бюджета, то логично было бы допустить к конкурсу максимальное количество потенциальных покупателей», – говорит консультант компании Netton Роман Химич.
Бонусы при покупке
АФК «Система» и СКМ, принадлежащая Ринату Ахметову, хорошо вписываются в поставленные условия. И в отличие от вышеуказанных западных телеком-операторов, они уже публично заявляли о своей заинтересованности в покупке «Укртелекома».
По утверждению Александра Рябченко, заинтересованность в покупке украинского госмонополиста связи проявляет еще и некий западный банковский консорциум. Возможно, для такого инвестора «Укртелеком» будет привлекательным активом. Хотя бы потому, что госкомпания владеет большим количеством коммерческой недвижимости. К примеру, местные узлы связи представляют собой большие здания в центрах городов. Часть этих помещений ранее занимало громоздкое телекоммуникационное оборудование. Теперь вся эта техника помещается в несколько шкафов, а излишки квадратных метров можно сдавать в аренду.
Впрочем, не все эксперты рассчитывают на так называемых портфельных инвесторов, которых интересует не столько сам актив, сколько прибыль от торговли его бумагами. По мнению Максима Нефьодова, в числе покупателей «Укртелекома» будут стратегические инвесторы, которые заинтересованы именно в этой компании. Такие покупатели сумеют извлечь больше выгоды от приобретения. Особенно, если они уже имеют в Украине телеком-бизнес.
К примеру, АФК «Система» владеет оператором связи МТС-Украина и фиксированным оператором «Комстар-Украина».
СКМ – собственник группы компаний Vega (фиксированные операторы «Фарлеп-Оптима»), а также владелец около 46% мобильного оператора «Астелит» (ТМ life:) ). Для их телеком-активов «Укртелеком» может стать сильным подспорьем.
Госкомпания до сих пор является единственным в стране обладателем лицензии на мобильную связь третьего поколения в самом популярном в Европе стандарте UMTS и уже успела построить соответствующую сеть. Приобретя ее, «Астелит» или МТС-Украина смогут заполучить современную технологию без победы в конкурсе на UMTS-лицензию и строительства собственной 3G-сети с нуля.
А вот «Киевстар» и Beeline, которые сейчас арендуют 3G-мощности «Укртелекома», в любом случае будут вынуждены ждать своей очереди на получение лицензий на связь третьего поколения.
Помимо этого, «Укртелеком» обслуживает 10,2 млн стационарных телефонов – около 80% в Украине. С миллионом интернет-абонентов компания является самым большим интернет-провайдером в стране. У госпредприятия самые большие магистральные каналы передачи данных. Совмещая эти мощности с уже имеющимися телеком-активами, можно значительно увеличить их доходность.
Например, МТС-Украина в случае покупки «Укртелекома» получает готовую сеть фиксированной связи, необходимую для развития сервисов фиксированного интернета и перспективного IP-телевидения.
Настоящий регулятор
Самым важным является влияние «Укртелекома» на рынок в силу сегодняшней несовершенной нормативно-правовой базы и регуляторной среды. Владея 99% кабельной канализации в Украине, компания может сильно помешать работе конкурентов. А монопольное положение в сфере фиксированной телефонии позволяет ей диктовать условия всем остальным операторам связи. Такое влияние одной компании на целую отрасль государство может и ограничить, введя необходимые законы и наделив Национальную комиссию по регулированию связи специальными полномочиями. Соответствующие законопроекты уже готовы.
Например, законопроект по доступу в кабельную канализацию, по определению операторов с существенной рыночной долей (последнее ограничивает их возможности антиконкурентных действий) и т.д. Но законодательные ограничения влияния компании на рынок всегда можно затянуть, говорит г-н Химич. А Национальная комиссия по регулированию связи уже успела доказать, что является не независимым регулятором отрасли, а фактически выполняет указания правительства. Это подтверждает и подготовка условий приватизации «Укртелекома», в ходе которой правительство даже не сочло необходимым привлечь регулятора рынка связи. По словам члена НКРС Надежды Кострыбы, представители комиссии не принимали участия в обсуждении условий приватизации. «Мы направили свои предложения, но далеко не все из них были учтены», – говорит она.