В воскресенье, 21 марта, на специализированных телевизионных форумах
появилась новость о том, что через неделю когда-то популярного
украинского телеканала «Мегаспорт» фактически уже не будет.
Действительно, вчера эту информацию подтвердили в пресс-службе группы
«Интер» (в которую входит «Мегаспорт»). Длительный ребрендинг
«Мегаспорта», который официально начался еще в октябре 2009 г., а
неофициально - еще в начале 2008 г., когда руководство группы «Интер»
задумало провернуть «операцию» по обмену логотипами между «Мегаспортом» и
К1, завершится уже 29 марта. В этот день стартует «обновленный»
телеканал, имя которому будет «Мега».
Новый «Мега»-канал, по
словам руководителя пресс-службы группы «Интер» Ирины Павлик, будет
ориентироваться на мужскую аудиторию. Канал уйдет в сторону от
спортивной тематики и будет также транслировать развлекательные,
соревновательные и игровые передачи отечественного и зарубежного
производства. В эфире «Меги» появятся такие программы как «Гладиаторы»
(Gladiators) , «Реслинг», «Бои без правил», «X-Play», «Воины ниндзя»
(Ninja Warrior), документальные программы о выживании и возможностях
человеческого тела - «Выжить любой ценой» (Man vs Wild) производства
Discovery». Короче, если верить заверениям руководства телеканала, то
после ребрендинга он станет просто «ну очень соблазнительным и
привлекательным», причем не только для мужской, но и для женской
аудитории. «Мы сохранили дух соревнований и азарта, который
присутствовал на «Мегаспорте», плюс собрали на одном канале все тайные
желания и мечты мужчин. Впрочем, как и все «мужское», он будет также
привлекательным и для женщин, которым интересны мужские игры и мужской
мир», - цитирует «Телекритика» комментарий руководителя проекта с
ребрендинга Александра Кравцова. Понятно, что о промахах старого при
старте нового проекта говорить не принято, и в устах представителей
канала все звучит так, будто бы именно к этому и шел все время своего
существования «Мегаспорт». Промахи бывают у всех, и это нормально.
Попробуем чуть разобраться, почему же «Интер» отказался от спорта.
Фактически,
старт «Меги» означает, что из украинского эфира ушел единственный
эфирный спортивный телеканал. Стартовавший в мае 2005 года, до сентября
2008 года - канал с национальным покрытием (73% территории страны),
после - крупнейший и единственный спортивный эфирный телеканал (покрытие
- 52%) просто исчезает с телевизионной карты Украины, уступая место
развлекательному формату. С 29 марта зрители нескольких городов, где еще
осталось эфирного вещание «Мегаспорта», а в основном аудитория
кабельных операторов и зрители спутникового ТВ, получат новый телеканал
«Мега», которому придется конкурировать с каналом QTV («КуйТБ») холдинга
StarLightMedia, также ориентированным на мужскую аудиторию. Правда, у
«КуйТБ» нет эфирных частот, и в этом у «Меги» есть значительное
преимущество, так как на правах когда-то общенационального канала «Мега»
автоматически может войти в так называемую «универсальную услугу». А
это значит, что она будет присутствовать во всех кабельных сетях, причем
абсолютно бесплатно (распространение кабельного ТВ сейчас более 30%, и
это очень лакомый кусочек рынка). Однако явная «мужская ориентация»
также наблюдается у таких популярных эфирных телеканалов как
«интеровский» НТН и «пинчуковский» ICTV. Поэтому, меняя спорт на
развлекаловку и состязаловку, «Мега» фактически пытается хоть как-то
повысить рейтинг и удержать (в идеале - привлечь) аудиторию.
Нужно
сразу определиться с тем, что руководство группы «Интер» давненько
задумалось отказаться от спорта в своем портфеле. В 2008 году (под шумок
с раздутой темой внедрения цифрового телевидения, выдачей лицензий на
присутствие в цифровом мультиплексном непонятно каких телекомпаний и т.д.)
«Интер» начинает операцию «ОБМЕН», суть которой сводится к
«элементарному» обмену логотипами между телеканалами одной крупы -
«Мегаспортом» и К1. Зачем? Д затем, что вместе с логотипами они
фактически меняются лицензиями на эфирные частоты, в результате чего К1
становиться каналом с национальным покрытием (73%), а «Мегаспорту» от К1
соответственно достаются 52% покрытия. Это означало, что К1 появился во
всех областных центрах страны, а «Мегаспорт» остался только в 13
городах. «После попытки в сентябре 2008 года замылить глаза
общественности и «честно» поменяться логотипами между К1 и
«Мегаспортом», а на практике втиснуть во все областные центры телеканал
К1, на котором можно очень неплохо заработать, на выборах в том числе,
многие зрители стали называть «Мегаспорт» «миниСпортом». Канал пал в
неравном бою между политикой, второстепенным контентом «Интера» и
спортивными трансляциями. Если бонзы «Интера» решили, что спорт
украинскому народу не нужен, наверное, он нам не нужен. Если НацСовет
выдавал лицензию на вещание с концепцией «спортивный телеканал», а потом
разрешил «менять» логотипы и сетку вещания в нагрузку - значит и так
можно».
Да, были попытки «снять с ушей лапшу» и разобраться в
ситуации. Со стороны Нац совета по телерадиовещанию эти попытки, прямо
скажем, были только для отвода глаз. Сами же дали «добро», а потом,
когда чуть-чуть жаренным запахло, сами же обратились в прокуратуру.
Поднимали эту тему и в Верховной Раде, и даже в суды обращались
некоторые граждане с требованием аннулировать лицензии, на которых
вещает К1 (в декабре 2009 в Окружной административный суд г. Киева
соответственный иск подал некто Сергей Голуб). Но толку от этого
никакого - в октябре 2009 г. группа «Интер» официально заявила о
переформатировании «Мегаспорта». Правда, тогда речь явно не шла об
отказе от спорта, все изменения были завуалированы под ребрендинг.
«Телеканал «Мегаспорт» станет более экстремальным, состязательно-развлекательным, мы хотим показать спорт не только в его
классическом виде, но и предложить другие яркие, зрелищные
соревновательные форматы. Мы хотим, чтобы каждый зритель, которому не
чужд дух состязательности, азарта, мог найти для себя что-то в
программном наполнении канала. При этом вещание будет соответствовать
требованиям лицензии», - цитировала в октябре 2009 г. пресс-служба
группы «Интер» руководителя проекта по ребрендингу Александра Кравцова.
Как и обещали, ребрендинг телеканала «Мегаспорт» завершился к новому
телевизионному сезону - весне 2010 года.
С точки зрения
руководства группы, возможно, данное решение и имеет смысл, так как
«Мегаспорт» давно уже не является обладателем эксклюзивных прав на
трансляцию наиболее рейтинговых спортивных, в частности футбольных,
событий. От этого и постоянно ползущие вниз рейтинги канала
(соответственно и гораздо меньшие доходы от рекламы). Если в первом
полугодии 2008 г. до обмена логотипами среднесуточная доля канала по
аудитории 18+ составила 0,9%, рейтинг - 0,14%, то средняя доля за
февраль 2010 г. была лишь 0,41%. «Футбольные права в Украине распотрошенные
между «Первым национальным», ТЕТ, «Украиной», «Футболом», спортивными
каналами группы «Поверхность». Собрать воедино коммерческому вещателю в
одни руки весь «спорт номер 1» не удавалось пока никому. Другие виды
спорта, не совсем рейтинговые, массовым спросом у зрителей и
рекламодателей на спортивном канале не пользуются».
Означает ли
это, что спорт больше негде будет посмотреть? Отнюдь. Абонентам
кабельного и спутникового ТВ доступно большое количество спортивных
каналов как национального, так и зарубежного производства («Евроспорт»,
«Евроспорт-2», «Евроспорт HD», «Спорт-1,2,3,4», «Спорт HD», ТРК
«Футбол», спортивные каналы НТВ и многие другие). А вот те, кто до сих
пор ловит сигнал на метровую или дециметровую эфирную антенну, со
спортом на ТВ если не распрощаются, то вынуждены будут довольствоваться
эфирами «Первого национального» и ТЕТа.
Впрочем, отказ от спорта в
эфире наблюдается не только у нас. Россия тоже пошла по этому пути,
отказавшись от «РТР Спорт». «Украинский коммерческий телеканал
«Мегаспорт» и российский государственный «РТР Спорт» доказали, что
формула эфирного спортивного телеканала не работает на просторах СНГ.
Тут либо нужен очень серьезный подход инвестиции , либо лучше не
заниматься этим вообще. В случае с российским каналом «Спорт», все права
на рейтинговый спортивный теле контент находится в руках того же
государства. Компания «НТВ-плюс» принадлежит «Газпрому», а «Газпром» -
государству. Теперь же смотреть спортивные состязания можно будет только
в кабельных и спутниковых пакетах. Одним словом, хотите смотреть спорт -
платите».
|