Спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и GPS будут использованы для управления движением общественного транспорта Москвы.
Это
предусматривает программа развития городского транспорта Москвы на
2010-2012 годы, о чем сообщил первый заместитель руководителя
Департамента транспорта и связи правительства Москвы Александр Воробьев
во время круглого стола, прошедшего в рамках Первой специализированной
выставки» «Общественный транспорт 2009».
Очевидно, что
применение спутниковых технологий весьма актуально в крупных городах с
крайне насыщенным движением. Например, в столице России объем
пассажирских перевозок достигает 3 миллиардов человек в год, что
сопоставимо с пассажирооборотом городского транспорта целой страны. На
сегодняшний день автоматизированные комплексы диспетчеризации с
использованием спутниковых навигационных систем используются пока тремя
автобусными парками Москвы, что позволило, по словам Александра
Воробьева, на соответствующих маршрутах повысить безопасность движения
и значительно снизить издержки транспортных предприятий.
Геннадий
Пономарев, генеральный директор компании «Интера-М», рассказал о
системе слежения за общественным транспортом «Вистар», которая включает
в себя четыре составляющие: «Водитель», «Диспетчер», «Пассажир» и
«Пробки». Система «Водитель» призвана обеспечить наиболее равномерное
движение городского транспорта. Она позволяет водителю видеть «отрывы»
его транспортного средства от впереди и позади идущего автобуса
(троллейбуса, трамвая, маршрутного такси), и с учетом этого
корректировать движение своей машины. Система «Диспетчер» выводит на
мониторы компьютеров диспетчеров табличные варианты отчетов по
различным показателям движения: времени прохождения контрольных точек
пути, среднем времени движения по прямому и обратному маршруту,
простоям на конечных пунктах, количеству рейсов каждой транспортной
единицы и т.д. Тем самым система значительно облегчает работу
диспетчеров. Система «Пассажир» позволяет ожидающим людям на остановке
узнать, сколько времени осталось до прихода транспортного средства. Эту
информацию пассажиры могут видеть на мониторах, установленных
непосредственно на остановочных пунктах, либо получать на сотовый
телефон (для этого на «мобильник» требуется установить специальную
программу). Система «Пробки» показывает водителям, на каких участках
пути образовались заторы, и позволяет выбрать для проезда улицы, где
нет затруднений движения. Таким образом, автомобилисты освобождают
дорогу общественному транспорту.
Сейчас специалисты «Интеры-М»
разрабатывают программное обеспечение, с помощью которого в
автоматическом режиме можно определять время выхода автобусов из
конечного пункта, а также получать водителям информацию, через какое
время он должен быть на конкретной остановке. Кроме того, компания
разрабатывает программы, которые позволят «привязать» рекламу в салоне
транспортного средства к маршруту. Например, если автобус приближается
к гипермаркету «Ашан», монитор, установленный в салоне, начинает
автоматически показывать рекламу «Ашана», а если возле следующей
остановки расположен магазин «Техносила», - то «Техносилы» (реклама
может быть в виде «бегущей» строки или «всплывающих» изображений).
ЗАО
«Русские навигационные технологии» разработало систему дистанционного
мониторинга и управления транспортными средствами «АвтоТрекер» с
использованием технологий ГЛОНАСС/GPS-навигации и сотовой связи GSM.
Система направлена на определение точного местонахождения транспортных
средств, ликвидацию «приписок» в путевых листах, устранение нецелевого
использования машин и сливов топлива. С ее помощью можно оптимизировать
объем автопарка и точно учитывать рабочее время для начисления оплаты
труда водителей. По словам Олега Афанаскина, коммерческого директора
ЗАО «Русские навигационные технологии», системой уже оборудованы около
1000 транспортных средств, находящихся в ведении администрации
Пермского края, что привело к снижению ежемесячных расходов в крае на 2
млн. 250 тыс. рублей. Олег Афанаскин сообщил, что использование системы
уменьшает среднемесячный пробег транспортных средств на 25-30%,
экономит 20-25% горюче-смазочных материалов, снижает расходы на сотовую
связь (для определения местонахождения машин) – до 50%, сокращает время
простоя автопарка – до 10% и увеличивает оборачиваемость транспорта –
до 15%.
На круглом столе было также отмечено, что с помощью
систем ГЛОНАСС и GPS можно находить угнанные автомобили, фиксировать
факты нападения на водителей и пассажиров, их использование позволяет
сокращать количество дорожно-транспортных происшествий.
|