История телевидения — это в первую очередь непрекращающаяся борьба за качество изображения. Экспозиция "Телевидение" в Центральном музее связи им. А. С. Попова, открытие которой состоялось на прошлой неделе, дает нам представление о том, какой путь мы проделали почти за сто лет.
Главная проблема пионеров телевидения 20-30-х гг прошлого века — не в том, как добиться передачи сигнала (принцип был тот же, что и при обычной радиосвязи), а в том, как вывести передаваемое изображение на экран без искажения. Дотошные британские реконструкторы смогли восстановить первые передачи, сделанные Джоном Бэрдом, их можно при желании найти в интернете: тридцатистрочная развертка, мутный призрак, силуэт человека, который что-то говорит, делает жесты руками. В переводе на язык телевизионных стандартов это было изображение 30i, и само собой, такая "картинка" не могла преследовать серьезных коммерческих или даже пропагандистских целей.
На новой экспозиции, представленной в Музее связи, есть советский аналог механического телевизора Бэрда, произведенный в 1932 году Радиозаводом им. Коминтерна. Это приставка к радиоприемнику, в котором для поэлементной развертки изображения используется диск Нипкова. Невысокое качество изображения и объясняется самим фактом использования данного девайса. У первых телеприемников очень маленький экран, размером с почтовую марку. Если вы начнете увеличивать экран, изображение сразу же "поплывет".
Альтернативный механической развертке способ приема изображения — с помощью электронно-лучевой трубки — придумали русские ученые. Мы должны понимать, впрочем, что и этот способ не отличался поначалу высоким качеством. Первая телепередача, организованная еще в 1911 году замечательным ученым Борисом Розингом, представляла собой изображение простейших геометрических фигур. Прибор, сконструированный им, был не телевизором даже, а скорее осциллографом, и изображение не электронным, а ионным, т. е. картинка была неизбежно размыта.
Абсолютно правы те, кто называет создателем телевидения Владимира Зворыкина, по одной простой причине: именно учившийся у Розинга Зворыкин впервые создал не опытный образец, а коммерческий продукт, который можно и нужно запустить в массовое производство, с приемлемой разверткой изображения. Именно этот параметр — количество строк развертки по вертикали — является ключевым в истории телевидения: так задание партии и правительства на создание советского телевизора было очень простым и понятным: создать советский телевизор четкостью не менее 180 строк. Этого удалось достичь в 1934 году, а уже 7 июля 1938 года Ленинградский опытный телевизионный центр на улице академика Павлова выпустил первую постановочную передачу с концертом и отрывками из фильмов. В новой экспозиции Музея можно увидеть первые серийные телевизоры: "ТК-1" и "17-ТН-1", 1938 и 1941 гг. выпуска.
Я не буду подробно описывать все экспонаты. Желающие сами могут приехать в Санкт-Петербург (Почтамтский переулок, д. 4) и увидеть все своими глазами. Здесь есть и легендарный "КВН-49" с приставной увеличительной линзой, и "Ленинград Т-2", и "Темп 6", и первые цветные телевизоры, и телекамеры, и даже такой уникальный КА, как спутник серии "Альтаир" ("Луч-15").
Мне очень хочется, чтобы вы увидели не отдельные артефакты, а всю картину целиком, весь тот эволюционный путь, который был пройден, от первых иконоскопов и телевизоров на основе диска Нипкова — до современной ЖК-панели с поддержкой HDTV 1080i. Стандарт современного телевидения, который сейчас доступен миллионам людей, стал возможен только благодаря труду и таланту сотен тысяч людей в разных странах мира, которых мы обязаны помнить.
Как и в любой эволюционной модели, старые "виды" телевидения со временем уступают место технически более сложным и экономически более эффективным аппаратам, способам передачи сигнала, протоколам, кодекам и т. д.: на смену механическому телевидению пришло электронное, на смену черно-белому — цветное, на смену аналоговому — цифровое и так далее. Наверняка и телевидение высокой четкости рано или поздно уступит свое место UHDTV или еще каким-то другим стандартам. Но цель телевидения всегда остается одна — дать возможность человеку наблюдать за тем, что происходит на другом конце света, в Австралии или Бразилии, в максимально возможном разрешении.
Мирант Киев по материалам: www.comnews.ru/node/86...
|