В последнее время связисты все чаще сетуют на "трубную сущность" телекоммуникационного бизнеса и упущенные возможности для захвата смежных рынков услуг. Быть может, их переживания в отношении, скажем, интернет-контента и облачных сервисов действительно искренни, но что касается платного телевидения - это чистой воды лукавство. За последние годы телекоммуникационные компании (и прежде всего "большая четверка" в составе МТС, "МегаФона", "ВымпелКома" и "Ростелекома") вышли на доминирующие позиции на рынке платного ТВ, а в нынешнем году и вовсе могут перейти к его активному захвату и переделу.
Предпосылок, на мой взгляд, для этого несколько. Для начала достаточно взглянуть на структуру отечественного рынка ТВ-услуг по технологиям, которая говорит сама за себя. Несмотря на усилия операторов спутникового ТВ, около 60% пользователей платного телевидения по-прежнему продолжают "сидеть" на кабеле, а самыми крупными кабельными сетями в стране заправляют именно операторы связи. За 2013 год абонентская база кабельного телевидения практически не выросла, но зато, старанием все тех же телекомов (и прежде всего, "национального чемпиона"), высокие темпы роста продемонстрировал сегмент IPTV. Не исключено, что именно туда будут постепенно перетекать пользователи кабельных сетей.
Конечно, до абонентской базы спутникового ТВ в России IPTV-услугам пока все еще как до луны. Но если абстрагироваться от отдельных сегментов и взглянуть на рынок платного телевещания в целом, то можно увидеть "картину маслом": крупные операторы связи де-факто являются его основными действующими игроками, и одеяло, если так можно выразиться, продолжает сползать на их сторону.
Чем шире размах, тем круче замашки: занимаемое связистами положение на рынке платного ТВ позволяет им навязывать собственные правила игры всем участникам. Правда, пока их усилия в основном направлены против "всеобщего врага" - интернет-компаний, промышляющих на доставке контента поверх глобальной Сети. Под занавес прошлого года сотовые операторы выступили с инициативой отрегулировать взаимоотношения между связистами и OTT-провайдерами.
И хотя чиновники Минкомсвязи пока на словах вдохновились этой идеей, но сила лобби "большой сотовой тройки", как известно, способна творить чудеса. К тому же параллельно сотовики всерьез обсуждают возможность введения новых схем передачи и оплаты трафика через свои сети, с тарификацией в зависимости от "тяжести" передаваемого контента. Тем самым они непрозрачно намекают на то, что могут попытаться разобраться с OTT-провайдерами и без господдержки, своими методами.
Впрочем, нападки на независимых OTT-провайдеров не мешают связистам, как ни в чем не бывало, насаждать повсюду собственные OTT-проекты. В канун Нового года в надежде излечить IPTV-зависимость от "национального чемпиона" сделал себе подарок – приобрел ультрасовременный телевизор со Smart TV на борту, в предвкушении обрести свободу телесмотрения на просторах глобальной Сети. Но не тут-то было. Единственным более-менее работоспособным приложением для просмотра OTT-ресурсов из предустановленных в моей модели телевизора оказалась Zabava.ru от все того же "Ростелекома". Говорят, что в новых версиях Smart TV всех крупнейших телевизионных вендоров предустановленные операторские OTT-приложения встречаются все чаще.
Пока операторы связи с упоением воюют с интернет-компаниями, другим участникам рынка платного ТВ стоит быть настороже: достаточно вспомнить, что в текущей структуре отраслевого регулятора (коим для рынка платного ТВ, как и для рынка связи, является Минкомсвязи) отсутствует выделенный департамент, непосредственно отвечающий за развитие услуг телевещания. Это означает, что отстаивать интересы прочих игроков платного ТВ (например, тех же спутниковых операторов) при столкновении с интересами связистов в высших инстанциях особенно некому. А такое столкновение, увы, не исключено. Ведь "война миров" между связистами и операторами платного ТВ уже идет в открытую: помнится, еще в середине прошлого года "Твое ТВ", подконтрольное "Ростелекому", запустило рекламную кампанию с недвусмысленным слоганом "Прощай, тарелка" - явный камень в огород спутниковых конкурентов.
Впрочем, не исключено, что кто-то из этих конкурентов скоро станет частью самого "Ростелекома". Такие слухи стали активно муссироваться участниками рынка после того, как в конце прошлого года "Ростелеком" представил концепцию развития на ближайшие годы. Одна из основополагающих целей, заявленная оператором, - укрепление позиций на рынке платного телевидения. Добиваться ее "национальный чемпион" намерен в том числе и путем присоединения действующих игроков. А более аппетитного и желанного приобретения, чем крупнейшие операторы спутникового ТВ с их внушительной абонентской базой, и не придумаешь. Если слухи и догадки на этот счет подтвердятся, то передела рынка услуг платного телевидения не избежать.
Мирант Киев по материалам: www.comnews.ru/node/80...
|