21 апреля 2008 года под брендом
VIASAT стартовала первая спутниковая платформа платного телевидения в
Украине. Проект реализован компанией Vision TV, главные инвесторы —
компании Strong Media Group (SMG) и Modern Times Group (MTG).
Предпосылками
для запуска этого проекта его авторы называют то, что на момент
рассмотрения такой возможности и перспективы Украина была последней
большой европейской страной, которая не имела собственной платформы
DTH, в то время как в соседних странах в последнее время наблюдался бум
спутникового телевидения. Например, в Польше, несмотря на успех двух
существующих платформ Cyfra+ и Polsat Cyfrowy, стартовала третья
платформа ITI Group «n». В течение нескольких месяцев новая компания
уже имела несколько сотен тысяч абонентов, а абонентсткая база «старых»
игроков при этом насчитывала около 1 млн и до 2 млн человек
соответственно. Однако численность населения Польши — свыше 38 млн,
поэтому и сейчас там рассматривается возможность выхода на рынок новых
игроков. А в Румынии на рынке спутникового телевидения активно
действуют пять платформ DTH, что создает гигантскую конкуренцию на
радость потребителям. Кроме того, операторы DTH работают на рынках
Чехии, Словакии и даже Албании, так что отставание Украины в этом
вопросе выглядит уже как-то нелепо.
По
оценочным данным, более 1 млн украинских домохозяйств тем или иным
образом принимают спутниковые каналы, но здесь учтены и абоненты НТВ+,
и российского «Триколора», и те, кто смотрят открытые каналы с
различных спутников, а также потребители пиратских услуг. Из этого
миллиона приблизительно 700 тыс. принимают сигналы со спутников Sirius,
Amos и HotBird, где в основном сосредоточились украинские каналы, а
также некоторые открытые российские. По данным исследовательской
компании GFK Ukraine, более 30 % домохозяйств Украины принимают
ТВ-сигнал из кабеля, а общее их число в стране составляет около 16 млн.
Учитывая это, можно говорить о потенциальном рынке для DTH объемом в 11
млн домохозяйств. Хотя, само собой разумеется, что не все так просто —
успех платформы будет зависеть от востребованности и общего уровня
предложенного контента, качества сигнала, цены, маркетинговой политики
и должного уровня обслуживания абонентов.
Контент
Прежде
всего для запуска платформы необходим востребованный контент.
Работающие на украинском рынке платного ТВ кабельные операторы
предлагают довольно большое количество каналов как на языке оригинала,
так и на русском или украинском языке. Тем временем российский рынок
тематических каналов постоянно растет, а новые украинские спутниковые
каналы, в том числе нишевые, заявляют о запуске чуть ли не каждый
месяц. Кроме того, постоянно появляются русскоязычные версии
международных каналов (Fox Crime, Fox Life, AXN Sci-Fi, KidsCo и др.).
Нельзя забывать и о том, что не все эфирные национальные каналы имеют
100-процентное покрытие, ввиду чего зрители во многих регионах хотели
бы, но не могут их смотреть. Таким образом, спрос существует,
потенциально востребованный контент — тоже, а значит есть предпосылки
для запуска проекта, который этот спрос удовлетворит.
Технология
При
подготовке плана запуска платформы DTH важно было принять решение о
том, какую систему компрессии использовать. Еще два года назад как
оборудование для кодирования в MPEG-4, так и соответствующие приемные
устройства были дорогими и малодоступными на рынке, хотя тенденция
снижения цены по мере того, как индустрия постепенно будет переходить
на новую компрессию, была очевидна. Первоначальный план предполагал
использование MPEG-2 со стандартным разрешением (SD), что позволяло
выйти на украинский рынок с доступным для самого широкого круга
потребителей продуктом. Не совсем ясны были и перспективы внедрения
телевидение высокой четкости (HDTV). В процессе разработки проекта
стало понятно, что стартовать с HD достаточно рискованно: в первую
очередь, предложение программного продукта в HD ограничено и сам
контент дорог, поэтому логичнее рассматривать его как некий премиальный
продукт для ограниченного количества потребителей в ближайшем будущем.
Уверенность в перспективности использования MPEG-4 сыграла ключевую
роль в окончательном выборе. Взвесив все за и против, плюсы и минусы
всех комбинаций (SD в MPEG-2, SD в MPEG-4 и HD в MPEG-4), был найден
оптимальный вариант: SD в MPEG-4 с использованием DVB-S2. Стоимость
оборудования компрессии и приемников снижается, что позволяет выйти на
рынок с доступным для массового потребителя предложением.
Преимущества вышеупомянутой комбинации в следующем:
Экономия емкости на спутнике благодаря использованию комбинации MPEG 4
и DVB-S2. В той же емкости можно передавать в два раза больше
телевизионных каналов. Vision TV использует модуляцию 8PSK, FEC 3/4,
при этом в транспондере емкостью 33 МГц передается поток в 61 Mб/с.
Переход на HD-контент в будущем облегчается, т. к. компрессия MPEG-4 уже используется.
Приемное оборудование позволяет принимать как MPEG-4, так и MPEG-2, что
не лишает абонентов возможности принимать некодированные каналы в
«старом» формате.
Недостатки:
Пока еще более высокая стоимость приемника, поддерживающего MPEG-4
DVB-S, по сравнению с «традиционным» приемником MPEG-2 DVB-S.
Как следствие предыдущего — приемник VIASAT имеет только самые простые выходы видео/аудио: RCA, SCART и RF.
Оборудование
После
долгих поисков и анализа предложений компания Vision TV выбрала
оборудование компрессии от компании Cisco SPVTG (в прошлом — Scientific
Atlanta, которую поглотила компания Cisco). Используются современные
кодирующие устройства D9034, мультиплексоры DCM (Digital Content
Manager), которые позволяют реализовать статическое мультиплексирование
сигналов в MPEG-4 (т. н. AVC Statmuxing), способствующее экономному
использованию емкости при передаче сигнала с помощью спутника.
В
системе реализованы решения на базе IP routing , что стало возможным
благодаря использованию мощных гигабитных роутеров Cisco Catalyst 4948.
При этом не используются дорогостоящие ASI-роутеры. Такое решение
позволяет в будущем легко вводить дополнительный контент или
масштабировать существующую работающую систему. Для модулирования
сигналов используются самые последние разработки — Newtec-модуляторы
Azimuth 22XX, реализующие DVB-S2, а управляет работой системы ROSA —
Network Management System разработки Cisco.
Для
доставки своих каналов Vision TV использует спутник Sirius-4 — новейший
и один из самых мощных спутников в Украине, который имеет отличное
покрытие. Абонент может принимать сигнал с помощью антенны небольшого
диаметра. Решение Vision TV предполагает прием сигналов сразу с трех
спутников (Sirius-4, Amos 2/3 и HotBird) для получения полноценного
сервиса.
Большая часть
технологии территориально расположена на передающей станции платформы
VIASAT в немецком городе Хюрт. Услуги по подъему сигналов на спутник
предоставляет хорошо известная на международном рынке компания Stellar
Data Broadcast Services GmbH. Передающая станция с помощью выделенных
линий связана с головной станцией Vision TV в Киеве, которая и
осуществляет непосредственный контроль над технологией.
Система условного доступа
Для
любого провайдера программной услуги вопрос защиты от
несанк-ционированного доступа к контенту стоит очень остро. Vision TV в
этом вопросе не пошла на компромисс и выбрала хотя одну из самых
дорогих, но и наиболее надежную и защищенную систему — VideoGuard
компании NDS. Использование этой системы такими крупными операторами
DTH, как BSkyB в Великобритании, Sky в Италии и Viasat в Скандинавии,
каждый из которых имеет миллионы подписчиков, говорит о ее надежности и
возможностях решать самые разные проблемы. В качестве дополнительной
защиты выбран pairing — карточка условного доступа «привязывается» к
конкретному спутниковому приемнику и работает только с ним.
Использование
системы условного доступа NDS имеет и еще одно преимущество — Vision TV
получила возможность внедрить на своей платформе электронный
программный гид (ЭПГ). Он уже был опробован на других платформах и
представляет собой хорошо продуманную систему подачи информации о
программах передач для пользователей. Хотя и здесь Vision TV приложила
усилия к его адаптации к украинским условиям, изыскав возможность
получения информации о программах открытых каналов, игнорируемых на
других платформах, использующих ЭПГ NDS. Таким образом, Vision TV
получила хороший дополнительный инструмент, который помогает делать
платформу более привлекательной для пользователя. Абоненты VIASAT
смогут получать больше информации благодаря ЭПГ, возможности которого
достаточно велики и далеко не полностью пока реализованы (несколько
языков, на которых может быть подана информация, возможность посылки
индивидуальных сообщений для абонентов, рекламные возможности,
потенциал интерактивных услуг).
Управление взаимоотношениями с клиентами
Британская
компания CRM.COM, специализирующаяся на системах управления
взаимоотношениями с клиентами, разработала для Vision TV удобную
систему, выполняющую функции взаиморасчета с клиентами и организацию
контроля доступа абонентов к пакетам программ согласно заключенным
договорам. Программное обеспечение позволяет также автоматизировать
многие процессы, связанные с платежами клиентов, маркетингом, продажами
и т. д.
Спутниковый приемник
Vision
TV в сотрудничестве с компанией «Стронг Украина» и Strong International
решила проблему предложения недорогого цифрового спутникового приемника
для своих абонентов в Украине. Компания Humax разработала устройство
SRT 7700, которое отвечало требованиям Vision TV: доступная цена, самые
необходимые для потребителя интерфейсы и надежность. В результате
приемник оснастили выходами SCART (композитным или RGB), RCA (stereo
audio и video) и RF, а также предусмотрели поддержку всех функций ЭПГ,
в том числе выбора языка звукового сопровождения и субтитров. В будущем
компания Vision TV намерена представить и более дорогой приемник,
имеющий большее количество выходов и дополнительных функций.
Надеюсь,
в Украине быстро приживутся передовые технологии для DTH-платформ
Джереми Мэддокс, региональный менеджер в России, СНГ, Восточной и
Западной Европе
Для
компании Vision TV первостепенное значение имеет возможность гарантии
окупаемости вложенных средств, поскольку премиальный контент,
спутниковая емкость, спутниковые приемники потребовали серьезных
инвестиций. Одна из причин, почему Vision TV выбрала NDS, — это
зарекомендовавшая себя за многие годы безопасность поставляемых нами
решений. За последние 10 лет ни одна из платформ NDS не пострадала от
пиратства.
Разрабатывая
технологическое решение для Vision TV, мы провели масштабные
маркетинговые исследования рынка Украины, проанализировали структуру
доходов украинских потребителей, оценили потенциальные возможности для
развития бизнеса нашего клиента. Думаю, опыт NDS в области создания
решений условного доступа, связывающего программное обеспечение и
приложения для спутниковых приемников, поможет компании Vision TV
спрогнозировать развитие ее бизнеса и определить возможности по
развертыванию новых услуг и приложений по мере роста рынка.
В случае непогоды сигнал с sirius-4 пропадет в последнюю очередь
Александр ПЕЛЕХ,
менеджер проектов компании SES-Sirius
Компания
SES Sirius уже почти 10 лет присутствует на рынке Украины. Sirius-4 —
это новый спутник, и работа с ним перспективна, т. к. срок его службы —
более 20-ти лет. Vision TV и SES Sirius подписали долгосрочный контракт
на взаимовыгодных условиях. Украина находится в центре луча спутника,
что обеспечивает ровное покрытие по всей стране с приемом на тарелки
диаметром порядка 60 см. На мой взгляд, это очень удобный вариант для
развития проекта Vision TV.
Новые
антенны индивидуального спутникового приема, как правило,
устанавливаются с тремя LNB, направленными на Sirius, HotBird и Amos,
но Sirius в этом комплекте занимает лучшее положение, обеспечивая самые
выгодные условия приема сигнала. При очень плохой погоде последним
пропадет сигнал со спутника Sirius-4, в частности — сигнал каналов
Vision TV.