Кому из нас не знакомо острое чувство досады, когда, перещелкав с пару дюжин каналов, убеждаешься, что смотреть по телевизору нечего, ну то есть, идет, конечно, интересный фильм по каналу N… Но, увы, пока мы добирались до дому — он уже на середине, да к тому же, по мере того, как герой спасает мир, а героиня страдает от неразделенной любви, нам сто раз покажут высокохудожественные клипы про жевательную резинку, средство для мытья посуды и прочее разное, не имеющее абсолютно никакого отношения к сюжету.
А вот трансляция фигурного катания по каналу Х уже закончилась. И даже счастливые обладатели спутникового и кабельного пакетов могут максимум продолжить щелкать дальше, добираясь до любимого сотого нишевого канала про спорт, погоду или рыбалку, на котором, может, идет что-то интересное, а может и нет. А ведь есть уже, есть дивный, новый мир, где планета спасаема без участия жевательной резинки, а долгожданная трансляция наступает ровно тогда, когда вы добрались домой через все пробки, нашли тапочки и разогрели суп. Новости со всего света, только попроси... Это называется IPTV (Internet Protocol Television). Да, это новое чудо нашего богатого века и у него, как у каждого нормального чуда, есть своя история, сторонники и противники. И будущее, на которое мы постараемся взглянуть в настоящей статье. Термин IPTV появился в 1995 году, когда Джудит Эстрин и Билл Каррико, основатели компании Precept Software, предложили программное обеспечение с названием IP/TV, позволяющее воспроизводить аудио и видео по интернет-протоколу с разрешением, сравнимым с DVD, и использованием технологии как юникаст, так и мультикаст RTP/RTCP. Авторами этого программного обеспечения были Стив Каснер, Карл Ауэрбах и Ча Чи Куан. Три года спустя фирма Precept Software вошла в состав Cisco. Тогда же, в 1998 году состоялось первое интернет-радиовещание, а еще через год в Великобритании Kingston Interactive Television начинает первое ТВ вещание через DSL-интернет и затем начинает экспериментировать с первым проектом «видео-по-запросу». Прошло всего десять лет, но за это время технологии цифрового видео достигли существенных высот. Значительно улучшились алгоритмы компрессии для передачи и записи видео, в частности, большую роль сыграло появление стандарта MPEG-4 H.264. Усовершенствовались технологии отображения — на смену кинескопным (электронно-лучевым) телевизорам пришли большие универсальные дисплеи, что, в свою очередь, подтолкнуло ускоренное развитие телевидения высокой четкости. Новую жизнь цифра вдохнула и в старое кино, и видеоархивы. Это, плюс удешевление и упрощение съемочной и монтажной техники, привело к увеличению предложения нишевого контента. Таким образом, привлекательность телевизионного бизнеса существенно повысилась, и в него устремились новые игроки. Так, в 2006 году американский телефонный гигант AT&T запустил свой U-Verse IPTV сервис, в пакете которого было предложено более 300 ТВ каналов. Первоначально это была одна центральная и 11 региональных головных станций, плюс новая кабельная инфраструктура, специализированная под видеопотоки. Проект доказал свою успешность (несмотря на дорогостоящую платформу Microsoft) и получил дальнейшее развитие в 2007 году. Конвергенция компьютерных и телекоммуникационных технологий на поляне, до сих пор принадлежащей бродкастерам, принесла в отрасль, прежде всего, новые — и немалые — финансы. Многие километры кабельной инфраструктуры нового поколения, которая позволила провести в дома гигабитный Интернет, были проложены по всему миру. Теперь телекоммуникационные компании собираются получить богатый урожай от услуги Triply play. Это «три в одном» — Интернет, телефония и телевидение по IP. По оценкам авторитетной маркетинговой фирмы Multimedia Research Group, число подписчиков IPTV в мире к 2009 году достигнет 36,9 млн домов. Причем основное развитие бизнеса предполагается в Европе. Годовой оборот в этом секторе должен достигнуть суммы порядка 10 млрд долларов США. Основная цель телекоммуникационных компаний, делающих ставку на IPTV — обеспечить единую «точку входа» информационного потока в дом своего клиента и, тем самым, максимизировать доход. Для этого телевидение в составе пакета Triply play должно не уступать или даже превосходить эфирное, кабельное или спутниковое. Но возможно ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, есть смысл взглянуть на особенности IPTV технологии. В них предусматривается двустороннее прохождение цифрового потока, который содержит аудио-, видео- и метаданные. Прием этого потока с телефонной или кабельной линии и превращение его в изображение на экране телевизора или дисплее может происходить с применением персональной IPTV приставки или персонального компьютера, которые запрограммированы определенным образом. Программное содержимое, его защита и управление им производится у каждого провайдера услуг индивидуально, и это гарантия того, что инвестиции в проект окупятся. Преимущества данной технологии для пользователя — это наличие вместе с трансляцией контента (multicasting по протоколу IGMP ver.2) возможности доставлять архивный контент в режиме «видео-по-запросу» (IP Unicast по протоколу RTSP) или смотреть его со сдвигом во времени при помощи персонального видеомагнитофона, расположенного на основном сервере (NPVR — network-based Personal Video Recorder). Именно с NPVR зритель и осуществляет формирование программы его мечты. Хотя персональный видеорекордер может быть совершенно настоящим, не виртуальным, если он запрограммирован на домашнем сервере. Тем не менее, как показывает практика британского провайдера Virgin Media, виртуальным NPVR пользователь отдает предпочтение как более экономичным. А вот, к примеру, греческий провайдер On Telecoms включает возможности NPVR в основной пакет услуг. Это дает зрителю возможности вернуться к любой передаче или трансляции основных национальных греческих каналов за последние 72 часа. Как правило, IPTV дает также возможности подсмотра дополнительной программы на фоне основной (картинка в картинке), что добавляет сервису гибкости и потребительского удобства. Итак, мы можем назвать два основных преимущества технологии для пользователя: • комбинация трех сервисов: Интернет, телефон и ТВ, что обеспечивает их удешевление; • высокая индивидуализация программного ТВ наполнения, обеспечиваемая интерактивностью и наличием возможностей NPVR. Что до провайдера, то правила игры таковы, что он полностью контролирует потребление любого из сервисов, а значит, обеспечивает возврат своих инвестиций. И это значительно дифференцирует данную технологию. Означает ли это, что технология IPTV безупречна? Разумеется, нет. Во-первых, для передачи видео критичным является потеря пакетов, что весьма вероятно в случае передачи данных через интернет-протокол; кроме того, в связи с ограничением полосы пропускания в потоке, как правило, всего четыре-шесть каналов (во всяком случае, не более 10). Таким образом, в случае, когда надо переключиться на канал из другого транспортного потока, для пользователя могут возникать непривычные (по сравнению с эфирным телевидением) задержки. Попытка предсказать будущее IPTV не простое занятие. Большинство российских специалистов в той или иной мере разделяют оптимизм Multimedia Research Group и предсказывают этому сервису быстрый рост в нашей стране. В одной только Москве уже запущено несколько сервисов данного типа, например «Стрим ТВ», «Центральный Телеграф», «Корбина» и т.д. Новый амбициозный проект анонсировал холдинг «Национальные Телекоммуникации», в состав которого входит «Мостелеком». Прекрасный старт был дан в Санкт-Петербурге, где совместными усилиями инжиниринговой фирмы ВСС и контент-агрегатора «Синтерра Медиа» в конце прошлого года был запущен ADSL проект «Авангард ТВ». А на Урале ВСС приступает к большой IPTV инсталляции для корпорации «Связьинвест», которая обеспечит все большие города региона. И, тем не менее, есть такие горячие головы, которые предсказывают этому сервису недолгую жизнь. Опасности подстерегают с двух сторон. Одна — назовем ее «Звездные войны: ответный удар» — как, следует из названия, грозит со стороны спутниковых операторов. Их ответ растущей популярности IPTV — телевидение высокой четкости для всех сколько-нибудь значимых трансляций и прайм-контента. Для сервиса Broadband — труба пока узковата. С другой стороны, «человек-паук» или обычные интернет-провайдеры, которые предлагают видеосервисы с использованием Интернета общего назначения. Так, например, AOL уже объявила о своих планах запустить «бесплатный» сервис In2TV, доставляющего любой контент, создание которого будет финансироваться из рекламных бюджетов (привет стиральному порошку!), а вот компании Apple и Google уже практически предлагают «видео-по-запросу» на основе IP, подписав соглашения с владельцами программного продукта. Производители IPTV приставок тоже стали посматривать в сторону «публичного Интернета». Так, например, американская фирма из Атланты Dave.tv уже предложила на рынок IP приставки и программное обеспечение к ним — прибор подключается, с одной стороны, — к Интернету, а с другой — к кинескопному телевизору, плазменному или LCD дисплею. Его особенность — «видеопроцессинг», позволяющий несколько улучшить качество интернет-видео. Мнения специалистов, разумеется, тоже не абсолют, как бы компетентны они ни были. Цифровые технологии эволюционируют слишком быстро, чтобы на сто процентов быть уверенным в завтрашнем дне. Но в нет сомнений в том, что тот, кто предлагает «букет сервисов», будет иметь конкурентное преимущество. Победят конвергентные и гибкие решения.
Mirant.Kiev.ua |