Небольшому оператору платного ТВ всегда было сложно договариваться с правообладателями, ведь чем меньше у тебя абонентов, тем меньший интерес ты для них представляешь и тем хуже условия покупки контента. В кабельном телевидении сначала появились ассоциации, от имени которых велись переговоры, а потом началась эпоха слияний и поглощений. Мелкие же операторы ШПД чаще всего вещали телеканалы без договоров, получая временные разрешения и годами изображая, что услуга только тестируется. Выявить пиратство внутри сети IPTV можно, но хлопотно, и до недавнего времени правообладатели этим практически не занимались.
Первые попытки собрать пакет телеканалов и доставить его в сеть ШПД в готовом виде сделали спутниковые компании. Например, у Intelsat после экспериментов со «спутниковой головной станцией» в США был и проект по созданию пакета зарубежных телеканалов для России. Вариант доставки готового пакета с наложенным DRM был основной бизнес идеей «Орион Экспресса» (тогда еще «Старблейзера»), и в «НТВ-ПЛЮС» довольно активно продвигали решение для запуска IPTV. К компаниям, обладающим спутниковыми ресурсами, вскоре добавились и владельцы наземных магистральных сетей — соответствующую услугу предложили «Синтерра Медиа» и «Ростелеком». Однако оказалось, что эта деятельность не может принести большой доход, а хлопот с ней много, поэтому для непрофильного бизнеса большой компании она не подходит. Сейчас такие операторы связи — и наземные, и спутниковые — в основном обслуживают потребности правообладателей, например обеспечивают доставку телеканалов до операторов платного ТВ. Вторую волну составили небольшие компании, для которых эта деятельность была важной для бизнеса, «настоящие агрегаторы», такие как «Медиа Альянс», «Медиаоператор», «Наука Связь», «Авиател», «Хом-АП.ТВ» и другие. Они получили операторские лицензии, построили головные станции и стали отдавать сформированный пакет телеканалов другим операторам ШПД, тем самым не только облегчая им взаимодействие с правообладателями, но и снижая затраты на вещание. Появилась схема работы, по которой абонент заключает договор на услугу платного ТВ не со своим оператором ШПД, а с агрегатором, а оператор ШПД получает комиссию. Агрегатор договаривается с телеканалами и отчитывается за всех абонентов. Схема имеет свои недостатки, что и показало все еще не законченное судебное разбирательство между «НТВ-ПЛЮС» и бывшим директором «Хом-АП.ТВ», но по крайней мере к операторам ШПД, вещающим телеканалы таким образом, пока никаких претензий не было.Для запуска услуги IPTV в партнерстве с вышеописанными агрегаторами требуются инвестиции, например на реконструкцию сети для обеспечения работы мультикаста, на оборудование на головной станции, на телевизионные приставки, на локальное подключение к региональным телеканалам. Подход, предполагающий совместное участие и оператора ШПД, и агрегатора контента для организации IPTV, по-прежнему востребован, и на этот рынок даже пришли новые игроки, например SPB TV, «Телебриз», «Майкроимпульс». Правда, они предлагают оператору в первую очередь технологическую платформу для запуска IPTV, а контент идет в качестве дополнительной опции. И наконец, в последние годы возникли агрегаторы нового типа, которые предлагают операторам ШПД безынвестиционную модель сотрудничества.
Это стало возможно благодаря развитию ОТТ-технологий. Теперь абоненты оператора ШПД могут получать сигнал не с головной станции внутри сети, но с произвольно расположенного сервера интернет-вещания агрегатора-партнера.Такие «облачные» услуги уже около года предлагают операторам компании «Смотрёшка» и «Мое ТВ». Похожие решения разрабатывают «Инвентос» и SPB TV. Понятно, что безынвестиционные и практически «коробочные» решения идеально подходят самым мелким операторам ШПД, которым нет смысла вкладываться в реконструкцию сети (например, для обеспечения мультикаста), но есть и примеры, когда их выбирают и более крупные IPTV-операторы, которые хотят сменить платформу, запустить вещание на устройства или расширить список предлагаемых абонентам телеканалов.
РЕШЕНИЯ
Действующих безынвестиционных решений для платного ТВ в сетях операторов ШПД, насколько нам известно, сейчас всего два: это MOYO компании «Мое ТВ»,подразделения «СмартЛабс», и «Смотрёшка» компании «Лайфстрим». Оба решения предполагают привлекательные для конечного пользователя наборы телеканалов и дополнительных услуг. На наш взгляд, они различаются подходом к пользовательским устройствам.
В «Смотрёшке» вещание в основном ориентировано на устройства бытовой электроники — телефоны, компьютеры, Smart TV и пр., хотя существует и приставка «Смотрёшка BOX». Дополнительно разрабатываются приложения для медиаплееров и приставок. Задача — сделать продукт, который может работать на всех типах устройств и на всех платформах. Это означает, что оператору, который начинает сотрудничество со «Смотрёшкой», необязательно продавать абоненту новые приставки, а абоненту — выбирать новый тип устройств, на которых он сможет смотреть ТВ. Как нам рассказали в компании «Лайфстрим», функционал услуги постоянно развивается с учетом потребностей операторов. Уже сейчас абонентам доступен архив вещания за несколько дней, возможность установить напоминание о программе, продолжить просмотр с места паузы даже при смене устройства, отложить просмотр нескольких передач, смотреть разные программы на нескольких устройствах одновременно (до трех устройств за одну абонентскую плату).
MOYO предлагает более традиционное для платного ТВ решение с вещанием в первую очередь на приставках. Андрей Холодный, генеральный директор «Мое ТВ»: «MOYO работает в закрытой системе — у нас собственная платформа, собственные приставки, собственный контент. Закрытая система —это более надежно и качественно. Услугу можно дополнительно активировать на планшетах, но ключевым абонентским устройством является приставка. Это позволяет, например, сделать удобный интерфейс с уникально быстрым переключением каналов. Мы позиционируем наше решение как ориентированное именно на качество, а не на массовость». Новые предложения, которые подготовили SPB TV и «Инвентос», тоже имеют свои особенности. Компания SPB TV подготовила новую платформу Rosing, которую можно использовать в «облачном» безынвестиционном варианте по схеме разделения доходов и которая поэтому может быть интересна и небольшим операторам. Для этой платформы разработана специальная приставка с оригинальным инновационным пультом. Предполагается, что именно удобный пользовательский интерфейс поможет привлечь абонентов. Ставилась задача создать устройство, по удобству управления близкое к Apple TV последнего поколения, но по деньгам существенно дешевле. «Инвентос» заявила о сложной услуге с системой рекомендаций, вторым экраном, играми и пр., в основе которой лежит персональное мобильное устройство. Оба этих сервиса — Rosing от SPB TV и Proxima.TV от «Инвентос» — должны стартовать в начале 2016 года.
РЫНОК
Андрей Холодный отмечает, что в России, по оценкам аналитиков, есть от 600 до 1000 провайдеров ШПД, у которых либо bнет услуги платного ТВ, либо она их не удовлетворяет. Агрегаторы ориентируются на сети, в которых от 1000 до 50 тысяч абонентов ШПД и, соответственно, от 300 до 15 тысяч потенциальных абонентов платного ТВ (коэффициент подключения составляет обычно до 30 %). И из этих операторов охвачено пока около 10-15 %.Конкуренция практически отсутствует. Россия — большая страна, охватить мелких операторов ШПД трудно, и выбор партнера по-прежнему во многом определяется случаем. Пока главная задача — донести до операторов идею, что им необязательно строить собственную ТВ-платформу, закупать права, привлекать специалистов можно договориться с агрегаторами. Некоторые операторы это уже поняли. Как рассказали в компании «Инвентос», на прошлогодней выставке CSTB к ним обратилось множество операторов, которым нужно готовое решение для запуска платного ТВ, именно поэтому было принято решение о его создании. Вероятнее всего, одно-два решения действительно недостаточны для рынка. Эксперты расказывают, что одна из сложностей бизнеса заключается в том, что все операторы очень разные. Региональные отличия оказались существенно больше, чем предполагалось до начала работы, и даже в одном регионе подход у операторов может быть очень разным. Предложить одну услугу, удовлетворяющую всех, достаточно сложно.
Андрей Холодный: «Примерно треть клиентов при переговорах принимают во внимание предложения конкурентов. Первое, по чему они выбирают, это общая концепция решения — закрытое оно или открытое. Концепция воплощается в технологиях, архитектуре, принципах организации, а для клиента — в удобстве интерфейса, быстроте переключения и пр., но выбор происходит исходя из того, кому какая концепция ближе. Аналогия — это Apple и Android, подходы разные, и у каждого подхода есть свои приверженцы».
Второй важный фактор выбора —цена. Решения нового поколения все безынвестиционные. Теоретически оператор не должен вкладываться в технологии и оборудование до момента старта услуги, если, конечно, он не захотел эту услугу как-то дополнительно расширить и адаптировать под себя. Однако затраты агрегатора все равно лягут на оператора в виде размера отчислений. При предоставлении облачных услуг могут быть определенные сложности с качеством видео и организацией техподдержки. И после года работы оператор вполне может оказаться разочарованным в сотрудничестве. Однако прелесть безынвестиционных решений еще и в том, что цена ошибки невелика. Решение всегда можно поменять. Единственное, тут есть одна тонкость: новое технологическое решение запустить можно очень быстро, но миграция абонентов потребует усилий. Как отмечает Андрей Холодный, эффективнее и проще на некоторое время запустить параллельно второе решение. Небольшие провайдеры ШПД как раз отличаются тем, что работают с каждым абонентом индивидуально и могут себе позволить сделать переход постепенным. Интересно, что все агрегаторы последней волны — это совсем другие компании, не те, что доставляли операторам телеканалы, а те, которые запускали ОТТ-проекты и, как нам кажется,убедились, что предоставление услуг конечным пользователям через операторов позволяет эффективнее решать вопросы с продвижением, техподдержкой, качеством, локальным контентом и, хоть и немного, но упрощает переговоры с правообладателями. Сотрудничество выгодно всем — операторы ШПД не стали «трубой» для сервисов ОТТ ТВ, а с тали их полноценными партнерами. Телеканалы же получили возможность легального распространения даже в тех сетях, на переговоры с которыми раньше они не стали бы тратить время.
ПРОБЛЕМЫ С ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ
Как известно, все правообладатели сами придумывают правила распространения для своего контента. Хотят — разрешают его для ОТТ ТВ, хотят — нет. Хотят — считают, что ОТТ ТВ в операторских сетях — это то же самое, что и IPTV или кабельное ТВ, хотят — приравнивают его к контролируемому распространению в открытом Интернете.
Кроме собственных идей и предпочтений, условия телеканалов зависят еще и от правил распространения отдельных передач, которые были определены при закупке контента. Продавец вполне может запретить распространение передачи через Интернет, как платное, так и бесплатное. Например, телеканалы первых двух мультиплексов — обязательные и бесплатные! — иногда не имеют прав на интернет-вещание какого-то фильма, и приходится вставлять на его место заглушку. А при покупке спортивных прав может оказаться, что права на платное интернет-вещание проданы другой компании, поэтому весь телеканал через интернет вещать нельзя. С отложенным просмотром та же история — нет каких-то единых правил для стоимости отчислений за отложенный просмотр или количества дней, в течение которых телепередача остается доступна в рамках ус луги сетевого видеомагнитофона. Поэтому телеканалам при продажах прав контент-провайдерам тоже приходится достаточно трудно — договариваться на каждую передачу по отдельности они не могут и тоже все время рискуют нарушить какие-то правила закупок.
Задача правообладателя — получить максимальные доходы от контента.И если с операторами кабельного ТВ телеканалы уже приспособились работать, в новых условиях ОТТ ТВ и при распространении через агрегаторов у них возникают серьезные опасения.Во-первых, трудно проконтролировать, какому числу подписчиков был доставлен телеканал и насколько были соблюдены правила распространения на устройства. Решения по управлению правами очень сложные и дорогие, на одной из выставок IBC представители BBC рассказывали о миллионах, потраченных на такое решение. Российские же телеканалы обычно не могут себе позволить собственную систему контроля и должны полностью полагаться на партнеров по распространению. Во-вторых, при распространении через агрегаторов у правообладателя появляется вероятность недополучения прибыли: при прямом договоре с оператором, если бы этот договор, конечно, состоялся, цена за канал была бы больше. Поэтому неудивительно, что телеканалы не всегда охотно соглашаются работать через агрегаторов или вообще не могут решить, что им делать. Как рассказывают наши эксперты, есть примеры, когда правообладатель дает разрешение на работу через агрегатора,а потом начинает выдвигать заградительные условия — финансовые или административные, например устанавливать слишком высокую цену или требовать дополнительные документы, которые оператор предоставить заведомо не может.
Законодательные акты тоже отстают от рынка. И хотя Минкомсвязь всячески поддерживает развитие платного ТВ во всех формах, в том числе и в ОТТ, пока нет нормативных актов, на которые можно опираться при предоставлении ОТТ-сервисов, и лицензирования ОТТ ТВ по-прежнему нет.
Для обязательных телеканалов первых двух мультиплексов это оборачивается странной и непредсказуемой историей. Формально кажется, что лицензия на кабельное ТВ, которую имеют все агрегаторы и вещатели ОТТ ТВ, гарантирует, что они не просто могу т, но даже должны доставлять телеканалы двух мультиплексов и для своих подписчиков, в том числе охваченных через операторов-партнеров. Но на самом деле все не так очевидно. Как рассказывают наши эксперты, некоторые федеральные телеканалы при распространении для операторов устанавливают заградительные цены для отложенного просмотра, и ходят слухи, что для ОТТ ТВ распространение федеральных телеканалов может стать платным. Собственно, в этом ничего удивительного нет — можно вспомнить пример Украины, где эфирные телеканалы судились с ОТТ-оператором «Диван ТВ» и добились постановления, что на ОТТ ТВ правило об обязательном бесплатном распространении не действует. Еще один пример конфликта — закрытие приложений ОТТ ТВ операторов в iTunes и Google Play. Представители телеканалов обращаются в маркеты с жалобами на пиратство несмотря на то, что у владельцев приложений есть лицензии на кабельное ТВ.
Однако, как нам кажется, по мере деятельности агрегаторов и сервисов, работающих по схеме ОТТ ТВ, ситуация постепенно нормализуется. Как только число абонентов ОТТ ТВ станет достаточно заметным и TNS и другие измерители смогут их посчитать, телеканалы сменят гнев на милость и станут пользоваться дополнительными возможностями ОТТ ТВ, например таргетированной рекламой в отложенном просмотре и при переключении каналов. Радует и то, что Минкомсвязь летом приняла определение для ОТТ ТВ и ОТТ-провайдеров, однозначность терминологии поможет взаимопониманию.
Уже сейчас новому поколению агрегаторов контента работать проще, чем тем, кто начинал несколько лет назад и просто пытался в лоб использовать агентскую схему предоставления услуги абонентам чужих провайдеров. Договоренности агрегаторов с правообладателями по большей части основываются на доверии, и уровень доверия постепенно повышается.
Фантастических финансовых результатов агрегаторы пока не показывают и, вероятно, показывать не будут никогда. «Это небольшой бизнес для небольших провайдеров, — рассказывает Андрей Холодный. — Его можно сравнить с сельским хозяйством. Это упорный труд, который приносит немного денег». Но этот труд еще и приносит большую пользу, давая возможность операторам ШПД прекратить пиратские трансляции и с выгодой для себя предоставить абонентам телевизионные услуги.
Мирант Киев по материалам: telesputnik.ru/article...
|