В направленном на рассмотрение в министерства проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025) не предусмотрено финансирования материальной части для вывода на орбиту спутников вещания. При этом в период действия ФКП-2025 на орбиту планируется вывести аппараты «Экспресс-АТ3» и «Экспресс-АТ4» (оба — в 2023 году), 8 спутников «Экспресс-АМУ» (с 2017 по 2023 год) и 4 спутника «Экспресс-РВ».
Все эти мероприятия, за исключением обеспечения запуска одного из «Экспрессов», финансируются из внебюджетных источников, говорится в пояснении к проекту ФКП-2025.
В предыдущей ФКП, действующей с 2006-го по конец 2015 года, запуски спутников вещания предусмотрены и оплачиваются полностью из бюджетных средств. Речь идет о значительных суммах. Например, в ценах 2013 года операция по выводу одного спутника вещания на геостационарную орбиту стоила 2,84 млрд рублей: стоимость самой ракеты «Протон-М» — 1,521 млрд рублей, 447 млн — за разгонный блок «Бриз-М», порядка 170 млн рублей — за головной обтекатель, 690 млн стоят услуги по запуску, еще 20 млн рублей стоит транспортировка ракеты на космодром.
— На ранних этапах формирования проекта ФКП-2025 мы вроде бы договорились с Минкомсвязи, что мероприятия по выводу спутников вещания на орбиту будут финансироваться из бюджета другой ФЦП, в рамках которой спутники заказываются и создаются, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе. — И всё равно на этапе согласования проекта ФКП-2025 мы получили от Минкомсвязи замечание с требованием вписать в программу запуски их спутников. Мы им написали письмо, напомнили, о чем договаривались, и объяснили, почему ракет в космической программе для «Экспрессов» не предусмотрено.
Финансирование создания спутников вещания прописано в ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» (действие данной ФЦП планируется продлить до 2018 года), заказчиками которой выступают Минкомсвязь и Федеральное агентство связи. Из федерального бюджета на мероприятия этой ФЦП предусмотрено 98,97 млрд рублей.
— Вполне допускаю, что руководство Минкомсвязи столкнулось с определенными трудностями, когда попыталось решить вопрос об увеличении финансирования программы для закупки ракет и пусковых услуг, — говорит собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Сейчас целевые программы урезают, а тут рост бюджета... И тогда возникло вполне объяснимое желание решить задачу за счет бюджетов другого ведомства.
В пресс-службе Минкомсвязи отказались комментировать разногласия с Роскосмосом, при этом обратив внимание на текст выступления министра связи Николая Никифорова на расширенном совещании Россвязи 14 мая этого года. В этом выступлении Никифоров подробно остановился на вопросе о финансировании спутников.
— Мы многократно говорили о необходимости перехода на модель справедливой цены и рыночной окупаемости каждого спутника как отдельного проекта с разделением финансовых рисков, с финансовой ответственностью, связанной со сроком функционирования спутника на орбите, успешностью или неуспешностью запуска, за справедливую цену контрактов, в том числе для спецпотребителей, — говорил Никифоров. — Мы видим, что есть белые пятна на планете, куда не приходят сигналы российских спутников. Нужно сделать так, чтобы этих пятен было всё меньше, а мы расширяли свое присутствие, увеличивали количество спутников на орбите и наращивали свой стратегический ресурс без привлечения дополнительных средств российских налогоплательщиков.
Процитированное выступление Никифорова имело резонанс именно потому, что многие услышали в этом тексте непосредственный призыв отказаться от бюджетного финансирования при создании новых спутников вещания.
Юрий Прохоров, глава ФГУП «Космическая связь», эксплуатирующего российские спутники вещания, отметил, что федеральная космическая программа регулярно корректируется.
— Тяжелые времена переживает наша космонавтика, многое сокращают, — говорит Юрий Прохоров. — Но мы знаем, что ФКП — это не застывшее изваяние, а живой организм. Сегодня там учтены одни возможности, завтра — другие. Сейчас на согласовании в правительстве находятся проекты контрактов на два космических аппарата. И там мы прописываем, что вопрос ракет-носителей будет решаться отдельно. Потому что аппараты направлены в том числе для решения государственных задач. И если государство должно участвовать в проекте, то это участие может выражаться либо через финансирование проекта, либо теми же ракетами, выделяемыми на бесплатной основе.
По мнению Андрея Ионина, члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского, Роскосмос в данной ситуации ведет себя логично.
— «Космическая связь» — это коммерческое предприятие, и Роскосмос точно не должен выводить его спутники бесплатно, — говорит Ионин. — Тем более глава Минкомсвязи настаивает на максимальной коммерциализации отношений с тем же Роскосмосом: нужны рыночные цены, рыночные условия взаимодействия. Тогда и другие отношения должны быть рыночными.
Мирант Киев по материалам: izvestia.ru/news/59006...
|